• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какие качества Всевышнего отражены в Священном Коране?

Время чтения: 4 мин
3501

«Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Сура «Фатиха», аяты 2-6)

Аллах является источником тех прекрасных чувств и превосходных качеств, которыми обладают в этом мире сыны человеческие. Наш Господь (Рабби) сосредоточил в себе высшие проявления всех прекрасных качеств и учит человека тому, чего тот не знает, указывает ему пути достижения величия. Например, Он – источник щедрости и в высшей степени щедр к своим рабам. Также Аллах является источником справедливости и в высшей степени справедлив к своим рабам. Он тот, кто повелевает нам быть справедливыми, где бы мы ни находились.

Обладание всеми прекрасными качествами в наивысшей степени означает быть “Илах” (божеством). Илах – это тот, кто является творцом и хозяином всего, кто способен на все. Поскольку Аллаху, Господу миров, присущи все эти и другие прекрасные имена и атрибуты, у Него нет равного в божественности. В данных аятах суры «Фатиха» в наилучшем виде пояснены некоторые из атрибутов божественности. А если так, то возносить Аллаху хвалу, славить Его и должно стать одной из наших главных обязанностей. В соответствии с этими аятами, поклоняться можно только Аллаху и обращаться с молитвой-дуа с просьбой о помощи можно только к Нему.

Первым из свойств нашего великого Создателя в суре «Фатиха» названо то, что Аллах является Господом миров. Наш Рабби, сотворивший Вселенную из ничего, создал каждую вещь до того совершенным и лишенным недостатков, что в Его творениях нельзя увидеть даже малейшего беспорядка и дисгармонии. Рабби означает тот, кто воспитывает, кто в наилучшем виде учит всех тому, что они должны делать. Так Аллах научил Солнце восходить каждый день на востоке и садиться на западе, Луну ‒ двигаться по своей орбите, деревья научил давать людям плоды.

В суре «Фатиха», которую мы читаем в каждом ракаате во время намаза, во вторую очередь названы такие качества Всевышнего Аллаха, как милостивость и милосердие (Рахман и Рахим). Соответственно имени Рахман наш Господь до того милостив, что в этом мире одаривает своими милостями всех людей, независимо от того, веруют они в Него или не веруют.

Как же мы можем отрицать эти блага и милости, если каждый миг наблюдаем их в себе и в окружающем мире, но познаем их настоящую цену только когда потеряем! Наши глаза, способные видеть гармонию мира, наши уши, способные услышать голос правды, наш язык, способный произносить истину, ‒ разве все это не Его дары? До чего же милостив наш Рабби, подаривший нам разум и сознание, чтобы мы могли должным образом оценить Его милости!

Кто же станет утверждать, что не может найти для себя места в этом щедро устланном благами мире, не сравнимом ни с чем? Кто же скажет, что он не пользуется воздухом, водой и землей, каждый из которых является особым чудом? Кто станет говорить, что его не согревает солнце, что пчелы не дают ему меда?

Наш Господь говорит о своей щедрости и о том, что дает эти милости каждому в этом мире. В суре «Рахман» Всевышний многократно повторяет: «Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (Сура «Рахман», 55:13, 21, 32). Ведь это на самом деле так: если действительно хотим быть справедливыми, то какую же из данных нам милостей мы можем отрицать?

Рахим же означает тот, кто постоянно проявляет милосердие. В этом мире наш Господь раздал милости всем своим рабам. Но в соответствии с именем Рахим в ахирате Он поселит в Раю, одарит благами и своим довольством только тех своих рабов, кто уверовал в Него и, обладая прекрасным нравом, совершал в этом мире добрые дела.

Последним из свойств нашего Рабби в суре «Фатиха» названо то, что Он является «Властелином Дня воздаяния». День воздаяния – это тот великий день, когда каждому из нас после смерти придется отвечать за совершенные в этом мире дела. Хорошо, а что же означает тогда быть Властелином Дня воздаяния? То есть, в этом мире Он предоставил каждому свободу верить или не верить и не вмешивался ни в чьи дела. Однако в тот день, в день киямата, Он потребует отчета у каждого по отдельности и до самых мельчайших подробностей.

Начиная с того, как мы жили в этом мире, в каких делах и ради чего провели свою жизнь, Он потребует отчета о каждом предоставленном нам благе, а затем рассчитает нас полностью за все наши поступки, не проявив ни малейшей несправедливости. В тот день Он будет единственным судьей. Поэтому в тот день каждый предстанет перед Ним. Там уже наступило время расчета. В Его книге все учтено. Так что мы увидим перед собой все наши мелкие и большие дела. Его весы до того точны, что будут реагировать на каждый мельчайший поступок человека. Ни с кем не поступят несправедливо, в тот день все получит справедливое решение.

Долг каждого из нас ‒ восхвалять нашего Господа, обладающего такими прекрасными качествами, и проявлять к Нему благодарность. А выражением благодарности к Нему будет наше поклонение, преданность и рабское служение только Ему. Суть же нашей преданности будет заключаться в том, чтобы неукоснительно исполнять Его повеления и запреты.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle