• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Для кого курбан является обязательным? Точка зрения 4-х мазхабов

Время чтения: 2 мин
7487

Великие богословы и знатоки фикха, такие как имам Абу Ханифа, имам Шафии, имамы Ханбаль и Малики обладали различными взглядами относительно вопроса жертвоприношения. Сегодня же нам хотелось бы осветит основные моменты их взглядов и мнений по вопросу совершения курбана.

Имам Абу Ханифа и его ученики, считали, что для городских жителей совершение обряда жертвоприношение раз в год является ваджибом, то есть обязательным действием. Ученые же как  Абу Юсуф и  Мухаммад придерживались мнения, что это все же суннати-муаккада, а осознанное не исполнение его – это макрух.

Такого же мнения придерживаются последователи имама Малики, однако, совершающие хадж являются исключением из этого правила, и для них жертвоприношение обязательно. Также они считают, что если у человека достаточно средств, то он может приносить в жертву за своих близких, которых он обязан обеспечивать.

По мнению имама Шафии жертвоприношения для человека хотя бы раз в жизни является сунати-айни, если он одинок, и суннати-кифая, если у него есть семья. То есть за всю жизнь, хотя бы раз человек должен принести животное в жертву если он одинок, или же должен сделать кто-нибудь из его семьи, в случае если таковая имеется.

Последователи ханифитского мазхаба, считают обязательным обряд курбана, опираясь на следующий хадис Благословенного Посланника Аллаха: «Если кто-то, имея возможность и средства, не принесет свою жертву в день курбана, то пусть не приближается к нашему храму». (Ахмад и ибн Маджа передали этот хадис от Абу Хурайры, Найлюль Автар, V, 108).

Другие же имамы, считающие курбан сунной опирались на следующий хадис: «Тот, кто, увидев месяц в Зульхиджу, намерится принести жертву, то пусть не остригает волосы и ногти» (Найлюль-Афтар, V, 112).

То есть жертвоприношение, в данном случае предложено на выбор и не является обязательным. Также приводится другой хадис, где по приданию Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Есть три вещи, которые для меня обязательны, а для вас поощрительно: витр намаз, жертвоприношение и намаз после восхода солнца».

В сборнике Тирмизи встречается другой хадис, относящийся к данному вопросу, в котором Пророк (мир ему) сказал: «Курбан было повелением для меня(обязанностью для меня), для вас же это сунна».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle