• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Алиасхаб Мурзаев: "Почему человек становится суеверным?"

Время чтения: 5 мин
3535

Вопрос суеверий или примет так или иначе касается каждого из нас, пусть не прямо, так косвенно. Кто-то из прохожих останавливается, когда дорогу ему перебегает чёрная кошка, другой упрекает нас в том, что мы перешли ему дорогу с пустым ведром… Примеров много.

В чём же причина живучести подобного явления, несмотря на то, что существует масса опровержений и разъяснений о недопустимости и бесполезности данных предрассудков.

Ответить на этот вопрос нам поможет разделение людей на две большие категории, где в первой окажутся те, что живут этими суевериями и руководствуются ими в повседневной жизни, а во второй – те, что категорически их не принимают. Естественно, это деление условно, потому как оно отражает две крайности, тогда как между ними может существовать ещё несколько групп. Очевидно, что есть нечто, отличающее эти две категории, и это нечто имеет сложную психологическую структуру, выступающую в качестве предпосылок.

Первое, что приходит в голову, так это ЗНАНИЕ, поскольку именно оно выступает критерием отличия одного от другого и даёт правильное понимание действительности, но это в идеале, а в реальности не всё так просто. Проблема в том, что и у человека суеверного есть знания, но он руководствуется не ими, а чем-то другим. Вопрос в том, почему человек одни знания принимает и руководствуется ими в своей жизни, а другие отвергает.

Следовательно, знания сами по себе как причина могут выступать лишь постольку поскольку, в основном они являются следствием, потому как человек приобретает их для удовлетворения определённых познавательных потребностей. Другими словами, человек ищет знаний, потому что они могут дать ответы на некоторые его вопросы.

Можно подойти к этой проблеме с точки зрения каузальной атрибуции. Это феномен того, как человек объясняет причины происходящего с ним. Согласно этому подходу, люди делятся на две категории: люди с внешней и внутренней атрибуцией. То есть одни по преимуществу видят причины происходящего в их жизни в самих себе, другие же приписывают причины происходящего внешним воздействиям.

На примере это может выглядеть следующим образом: некто получил «двойку» на экзамене и объясняет это тем, что не уделил должного внимания подготовке и, в принципе, виновен сам. Другой же начнёт объяснять произошедшее с ним тем, что преподаватель был в плохом настроении, что билет попался неудачный, или тем, что… ему перешла дорогу чёрная кошка. Вот оно, то, что мы искали, та психологическая предпосылка подверженности всевозможным суевериям. То есть к такому виду поведения больше предрасположены лица с экстернальным локусом контроля, люди же с интернальным локусом предрасположены менее.

Вообще в психологии мотивации давно принят постулат о том, что интерналы лучше приспособлены к сложным жизненным ситуациям, и у них больше шансов добиться успеха в том или ином деле. К слову будет сказано, любой желающий может найти в сети Интернет тест Роттера на определение уровня субъективного контроля (УСК) и проверить, к какой категории он относится.

Тот человек, который пытается найти причины успехов или неудач в самом себе, в принципе ставит верную задачу, потом как ориентирован на самосовершенствование. Однако и здесь не всё так гладко, поскольку нельзя исключать того, что в жизни есть масса событий, не зависящих от нас, но так или иначе влияющих на нашу судьбу. Вообще следует отметить, что проблема подверженности суевериям довольно сложна и многогранна, а посему свести всё к разнице в УСК не будет правильным, потому как это комплексное явление и подходить к нему нужно тоже комплексно. Прибавим к этому и то, что людей с абсолютным интернальным или экстернальным локусом контроля не существует, всегда есть варианты их сочетания.

Вообще человек устроен так, что он всегда стремится что-либо связать с чем-либо. В принципе, любое суеверие можно рассматривать как некий стереотип, обязательно включающий в себя причину и следствие. К примеру, женщина с пустым ведром перешла дорогу (причина) – к неудаче (следствие). Вся наша жизнь наполнена причинно-следственными связями, и проблема в том, что одни причины проследить можно, другие – нет.

Именно эта невозможность учесть все переменные (причины) заставляет человека полагаться на какие-либо наблюдения, приметы, передаваемые из поколения в поколение. Справедливости ради стоит отметить тот факт, что есть масса примет, основанных на наблюдении за природными явлениями, и их следует анализировать с точки зрения научности.

К примеру, есть широко известная примета, что низко летающие ласточки – признак приближающегося дождя. В данном случае уместно различать приметы (от слова «подмеченный»), основанные на природных закономерностях, и суеверия (от слова «напрасные верования») как вера в возможность  использования таинственных сил в своих интересах или в возможность защититься от них посредствам неких ритуалов не основанных на истинном знании.

В академической психологии под суеверием принято подразумевать убеждения человека в том, что неведомые ему силы могут предвещать какие-либо события или влиять на них. Как правило, это проявляется в ношении неких языческих талисманов, нанесении татуировок, выполнении каких-либо ритуалов и т. д. Устойчивость суеверий, кроме их исторической преемственности от поколения поколению, таится в том, что факты, подтверждающие прогнозы, прочно фиксируются в сознании человека, а случаи неэффективности попросту вытесняются.

Если, скажем, из ста фактов, когда чёрный кот перешёл дорогу, было 3 случая неудачного исхода, а 97 не возымели никаких значимых последствий, то именно эти три и устойчиво зафиксируются в опыте человека. В принципе, с математической точки зрения вероятность того, что чёрный кот будет причиной неудачи, составляет всего три процента, но эти проценты живучи.

Скорее всего, это связано с инстинктом самосохранения, желанием уберечь себя от возможной опасности. Ведь если человеку дадут лекарство и при этом скажут, что есть вероятность в три процента, что оно его не вылечит, а убьёт, то вряд ли он им без колебаний воспользуется, инстинкт самосохранения внесёт свою лепту.

Очевидно, что данное поведение неприемлемо в жизни мусульманина, поскольку основа наших вероубежденией (Коран и Сунна) берёт начало от Творца всего сущего, а это гарантия истинности. В принципе, для истинно верующего мусульманина, руководствующегося правильными убеждениями, проблема суеверий не актуальна.

Даже если вернуться к разделению людей по уровню субъективного контроля, где на первый взгляд может показаться, что экстерналы обречены на суеверия, то и здесь проблему решает религия. Данная проблема снимается известным положением в Исламе по поводу того, что «на Бога надейся, а верблюда привязывай». То есть в данной установке объединяется интернальный и экстернальный локус контроля и вырабатывается правильная ориентация на подход к тем или иным событиям нашей жизни. Только правильные знания и руководство ими в повседневной жизни могут гарантировать нам благополучие.

Не стоит забывать и то, что всё происходящее с нами мы никогда не сможем объяснить, всегда остаётся доля неизвестного, способного повлиять на нашу судьбу, но это уже совсем другая тема.

Алиасхаб Мурзаев

 

 

Социальные комментарии Cackle