Реклама
Вероучение

7 степеней иджтихада

1057

Иджтихад - разъяснение скрытых знаний

Иджтихад - разъяснение скрытых знаний

Способы исполнения предписаний, не разъясненных в открытой форме в сунне и Коране, могут определить лишь ученые ислама, обладающие полным комплексом необходимых знаний. Ученых мусульман, занимавшихся определением этих способов, разъяснявших скрытые знания, называют муджтахид. Для достижения этой цели муджтахиду необходимо использовать все свои физические и духовные  возможности –  знания, эрудицию, кругозор и т.п. К этому обязывают его айаты Благородного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Эти исследования, целью которых является  разъяснение скрытых знаний, называются иджтихад.

Источников знаний, куда муджтахиды обращались для разрешения религиозных вопросов - всего четыре. Это Благородный Коран, Хадисы, аль-Иджма' - согласованное мнение по вопросам вероучения и религиозного права ученых первых 3-х поколений Ислама, и аль-Кыйас – решение, полученное методом суждения по аналогии. Собственно говоря, если учесть, что и аль-Кыйас, и аль-Иджма' также основываются на айатах Корана и на Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то источников знаний всего два.

В книге "Вакфуниййат" Имама Ахмада Ибн-и Камаля (да будет милостив к нему Аллах) сказано:

"Ученые по фикху разделены на 7 уровней:

  1. На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов, называемые мутлак муджтахид (еще их называют "муджтахид фи-ш-шар"). Среди них Имамы  Абу Ханифа, Малик бин Анас, аш-Шафи'и, Ахмад бин Ханбал (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля), - основатели (эпонимы) сохранившихся до нашего временибогословско-правовых школ Приверженцев Сунны. Эти четыре Имама являются истинными наследниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно хадису: "…Ученые - наследники Пророков".
  2. Ученые, совершающие такой же обширный иджтихад, но в рамках, установленных основателями мазхабов. Они называются муджтахид филь-мазхаб. Например, такие имамы, как Абу Йусуф (113/731-182/798), М. аш-Шэйбани (135/752-189/805), Абу Хамид аль-Газали (450/1058-505/1111), ар-Раббани (ум. 1034/1624)
  3. Ученые, совершающие иджтихад по определенным вопросам (не освещенным ранее), не выходя за рамки установленных правил своего мазхаба. Их называют муджтахид фи-л-масаил. Например, ат-Тахави (238/853-321/933; Египет), аль-Хассаф Ахмад бин 'Умар (ум. в 261/874 г. в Багдаде), Абдуллах б. Хусайн Кэрхи (260/873-340/952),  аль-Халвани (ум. в 456/1064 в Бухаре), Аль-Паздави (400/1009-482/1089), Ас-Сэрахси (400/1010-483/1090), Кады Хан (ум. 592/1196) и др.
  4. Ученые, комментирующие книги муджтахидов. Их называют асхаб ат-тахридж. Например, Абу Бакр ар-Рази аль-Джассаз (Ахмад бин Али; 305/917-370/980).
  5. Ученые этой категории комментируют какую-либо определенную тему из книг муджтахидов своего мазхаба. Их называют арбаб ат-тарджих.Например, автор книги "Хидаййа", Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 593/1197 г.)
  6. Ученые этой группы, называемые мукаллид, систематизируют сведения, касающиеся отдельной темы, располагая их в своих книгах в порядке значимости. Они способны различать степень достоверности исследуемого материала, и поэтому все сведения в их книгах верны. К таким ученым относятся: автор книги "Канз-уд-дакаик" ан-Насафи (ум. в 710/1310. Багдад); автор книг "Мухтар", "Ихтийар" Абд-ул-Лах бин Махмуд (599/1202-683/1285) и др.
  7. На седьмом уровне находятся мусульмане, которые различают достоверные знания, переданные Приверженцами Сунны, от так называемых "знаний", заключающих в себе недозволенные новшества – бида'. Хорошо понимают прочитанное ими в книгах по фикху, и правильно передают эти знания другим мусульманам". 

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home