• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

17 суннатов в намазе

Время чтения: 6 мин
12473

Сунна – дополнительные деяния. Совершающий эти деяния получает вознаграждения, а не исполняющий их в Судный день будет лишен заступничества пророка Мухаммада (с.а.с.). Бывают различные виды суннатов. К ним относятся муаккада – те суннаты, которые Пророк (с.а.с.) старался не пропускать, и гайру муаккада – суннаты, которые посланник Аллаха иногда совершал, а иногда оставлял.

В этой статье мы поговорим о 17 суннатах, число которых имамы ханафитского мазхаба всегда определяют по-разному. 

1. Поднятие рук.

Одним из первых суннатов молитвы является поднятие рук во время первого (начального) такбира. Мужчины поднимают руки так, чтобы их большие пальцы достигали уровня мочек ушей. Женщины поднимают руки до груди так, чтобы кончики пальцев достигали плеч, а ладони в это время должны быть направлены в сторону киблы. Подняв руки, следует сказать: «Аллаху акбар» (Аллах велик).

Анас ибн Малик (р.а.) говорил: «Я был свидетелем того, как Пророк, начав молитву, произнес слова такбира и поднял большие пальцы на уровень своих ушей» (Ибн Маджа).

2. Такбир вместе с имамом.

Пророк (с.а.с.) изрек: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, посему не противоречьте ему. Если он произнесет такбир (сказав: «Аллаху Акбар»), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’, то и вы совершите» (аль-Бухари, Муслим).

Молящимся людям, стоящим за имамом, следует произносить слова такбира сразу после имама, но не перед ним.

3. Складывание рук после такбира.

Следующим суннатом в молитве является складывание рук. Мужчины складывают свои руки под пупком, а женщины – на груди. Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Следует в намазе складывать руки под пупком, ставя правую руку на левую» (Абу Дауд).

Кабиса ибн Хульб (р.а.) рассказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) руководил нашими молитвами, при этом он держал свою левую руку правой» (аль-Бухари).

4. Чтение зикра в начале молитвы.

Данный зикр называется «ас-Сана» (зикр восхваления). Его нужно читать после складывания рук. Итак, молящийся должен сказать:
سُبحانَكَ اللَّهمَّ وبحمدِكَ تبارَكَ اسمُكَ وتَعالى جدُّكَ ولا إلَهَ غيرُكَ

Транслитерация: «Субханяка-л-лахумма ва бихамдика, ва табарака-с-мука, ва тава та'аля джаддука, ва ля иляха гайрука»

Перевод: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет бога, кроме Тебя!»

5. Исти'аза и басмала.

Еще одним дополнительным действием в намазе является чтение исти'азы (а'узу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим) и басмалы (бисми-л-ляхи-р-рахмани-р-рахим)до суры «аль-Фатиха» в первом ракаате. Во всех последующих ракаатах следует читать только басмалу – исти'азу не нужно.

6. Аминь после «аль-Фатихи».

После чтения суры «аль-Фатиха» следует про себя сказать «аминь». Посланник Аллаха (с.а.с.) в одном из своих хадисов сказал: «Если имам произносит «аминь», то и вы произносите. Поистине, тому, чье слово совпадет со словом ангелов, будут прощены прошлые грехи» (аль-Бухари).

7. Что следует произносить вслух, а что про себя.

Нужно, чтобы имам произносил вслух все такбиры, слова «Самиа'ллаху лиман хамидах» при вставании после поясного поклона и слова приветствия (таслим). Тем же, кто совершает молитву за имамом, следует произносить все упомянутое про себя. Однако им при вставании с поясного поклона нужно говорить: «Раббана ляка-ль-хамду».

Следует учесть, что совершающий молитву в одиночку при вставании с поясного поклона говорит оба зикра, о которых мы писали выше.

8. Такбиры.

Произнесение слов «Аллаху акбар» перед и после поясных и земных поклонов являются суннатами. В ханафитском мазхабе первый такбир (такбират аль-ихрам) является обязательным, а все последующие такбиры – дополнительными.

Абдуллах ибн Мас'уд (р.а.) рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха произносил такбир, когда делал поклоны и вставал из них».

9. Зикры при вставании из поясного поклона.

При поднятии с поясного поклона следует говорить: «Сами'аллаху лиман хамидах» (да услышит Аллах тех, кто Его восхваляет), а после него произносить: «Раббана ляка-ль-хамд» (Господи наш! Хвала Тебе!)

10. Порядок совершения поясного поклона.

Во время поясного поклона необходимо положить руки на колени, растопырив пальцы,  и не сгибать ноги. Женщинам пальцы растопыривать не надо. Спина и голова у мужчин должны быть прямыми так, будто они составляют прямую линию. Женщинам же следует слегка согнуть колени и спину.

11. Зикры во время поклонов.

Зикры во время поясного и земного поклонов являются дополнительными в намазе. Во время поясного поклона следует трижды говорить: «Субхана рабийа-ль-'азым» (Пречист мой Великий Господь). Что касается земного поклона, то во время него молящийся трижды говорит: «Субхана рабийа-ль-а'ля» (Пречист мой Высочайший Господь).
Примечательно, что в маликитском мазхабе не существует определенного числа для произносимых зикров.

12. Сначала колени, а потом – руки.

При совершении земного поклона сперва нужно опуститься на колени, и лишь потом опереться руками на пол. После этого нужно прикоснуться лицом пола (лбом и носом). Вставая, нужно поднимать упомянутые части тела в обратном порядке.
Ваиль ибн Худжр (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха, склоняясь в земном поклоне, сначала ставил на землю колени, и лишь потом – руки. Когда он вставал с земного поклона, то сначала отрывал от земли руки, а потом – колени» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).

13. Пальцы направлены в сторону киблы.

Во время сидения между земными поклонами или при ташаххуде следует сидеть на левой стопе. При этом правая стопа должна быть поднято вертикально, а ее пальцы должны быть направлены в сторону киблы. В хадисах указывается, что Пророк (с.а.с.) сидел именно таким образом (ат-Тирмизи и другие).

14. Руки ставятся на бедра во время сидения.

Во время сидения следует ставить ладони на бедра так, чтобы пальцы были приближены к коленям и немного растопырены. Нежелательно пальцами обхватывать коленные чашечки.

15. Чтение салавата.

Дополнительным действием в последнем ракаате молитвы является чтение салавата:
للّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد
Транслитерация: «Аллахумма салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин, кама салляйта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, иннака Хамидун, Маджидун. Аллахумма, барик 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин кама баракта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!»

Перевод: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»

16. Дуа до выхода из молитвы.

После чтения салавата следует обратиться к Аллаху с мольбами, которые приводятся в Коране или в сунне Пророка (с.а.с.).

17. Поворот головы.

Чтобы выйти из намаза, следует сказать слова таслима «ас-саламу алейкум ва рахматуллах». При этом нужно поворачивать голову вправо, а потом влево.

Совершавший молитву за Пророком (с.а.с.) Са'д ибн Абу Ваккас (р.а.), рассказал: «При выходе из молитвы Пророк поворачивал голову направо и налево так, что я видел белизну его щек» (Абу Дауд, ан-Насаи).

Islam-today

(Внимание! Использованные в статье фотографии не служат детальной инструкцией по выполнению намаза).
 

Социальные комментарии Cackle