• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саудовско-иранские отношения на современном этапе: необъявленная «холодная война»

Время чтения: 3 мин
3918

Главным фактором, определяющим отношения Эр-Рияда и Тегерана, является региональное соперничество, обусловленное не только политическими амбициями руководства двух государств, но и религиозным аспектом, так как Иран — лидер шиитской ветви, а Саудовская Аравия, как известно, суннитской, причем и Иран и Саудовская Аравия считают арабский и мусульманский мир зонами собственной гегемонии, выстраивая свои внешнеполитические доктрины в соответствующем ключе.

Соответственно, эти страны по-разному оценивают как общую ситуацию, так и конкретные события на Ближнем Востоке. При этом, антизападная составляющая иранского внешнеполитического курса, как правило, входит в противоречие с прозападной ориентацией, которой придерживается КСА. Иран критикует тесные партнерские отношения Саудовской Аравии с США, считая Эр-Рияд одним из главных проводников политики США в регионе. При этом сами иранцы активно используют свой радикальный антиамериканский курс для усиления авторитета и влияния ИРИ в арабских и мусульманских странах и ослабления своего саудовского соперника.

В свою очередь, для КСА усиление Ирана заставляет беспокоиться о сохранении территориальной целостности Королевства, так как живущая на востоке страны шиитская община неизбежно попадает под влияние Ирана и его идеи об «экспорте исламской революции». Периодически проходящие демонстрации недовольства шиитского меньшинства часто воспринимаются саудитами как происки Ирана, даже в том большинстве случаев, когда к недовольству приводит дискриминация со стороны суннитского большинства.

Повод для особого беспокойства – ядерная программа Ирана, реализация которой изменит баланс сил далеко не в пользу Эр-Рияда. Причем для Эр-Рияда очевидно, что в силу причин экономического, научно-технического и  демографического характера КСА не сможет самостоятельно соперничать с Ираном не обладая ядерным оружием, разработку которого Эр-Рияд вполне сможет начать вслед за Ираном.


Помимо этого, интересы КСА и ИРИ сталкиваются в целом ряде стран региона. В Ираке, Ливане где Эр-Рияд поддерживает прозападных суннитских и христианских политиков, а Тегеран оказывает помощь шиитскому движению «Хезболла», Йемене, где функционирует оппозиционное йеменскому правительству шиитское движение хауситов.

Существуют разногласия и по сирийскому вопросу. Иран считает, что усилия КСА и Катара на свержение Б. Асада прилагаются с целью лишить Тегеран очень важного для него плацдарма в арабском мире. Эр-Рияд, в свою очередь, болезненно воспринимает помощь Тегерана Дамаску.

ИРИ и КСА осваивают и методы компьютерной борьбы, выводя из строя управление сетями нефтепроводов, как например во время хакерской атаки на сети компании Saudi Aramco в августе 2012, когда было инфицировано 30 тыс. рабочих станций этой компании.

Нефть – еще один фактор, усложняющий отношения между КСА и ИРИ. Саудовцы обеспокоены тем, что у Ирана есть такой веский аргумент, как контроль над Ормузским проливом. Перекрыв пролив даже на короткое время Иран может нанести очень серьезный финансовый и экономический ущерб Саудовской Аравии.

Однако, в то же время, оба государства предпочитают не доводить ситуацию до прямого силового противостояния. Более того, решение внутренних проблем гораздо более эффективно в условиях региональной стабильности, что Тегеран и Эр-Рияд отлично понимают.

 

 

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle