• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мутная игра Вашингтона

Время чтения: 5 мин
3468

Афганистан и Пакистан. Именно эти две соседние страны, объединённые в аббревиатуру АфПак, уже достаточно длительное время находятся под неусыпным вниманием ведущих мировых держав, которые отдают этим обоснованное должное важности происходящих событий на афпаковском треке.

Международная общественность давно привыкла к тому, что Ближний Восток традиционно удерживает пальму незавидного первенства по политической напряжённости на планете. В данный исторический отрезок времени этот регион имеет в наличии целый клубок нерешённых острых проблем. Не затрагивая на этот раз другие, не менее важные вопросы, отметим, что в АфПаке гипердержава мира в лице США пытается предпринять кое-какие шаги для выравнивания ситуации, но, к сожалению, нужно подтвердить тот факт, что, также традиционно, реальных подвижек и здесь не наблюдается.

Недавно стало известно, что талибы согласились проводить консультации с американцами. Но вот уже Талибан объявляет о том, что временно приостанавливает переговоры, которые происходили в Катаре.

Нужно отметить, что талибы приостановили переговоры не из-за своей кровожадности или нетерпимости, то бишь радикального отношения к дядюшке Сэму, а по весьма весомым причинам, исходящим от американцев. Мировое сообщество было поставлено в известность о последних событиях, связанных с расстрелом мирных афганцев американским сержантом и последовавшими за этим массовыми возмущениями.

Талибы начинают всё более прислушиваться к голосу «толпы» и активно использовать этот фактор для своей пропагандистской кампании. Так было и в случае с сожжением Коранов американскими солдатами на базе в Баграме. Талибы в данном случае не могут игнорировать факт массового возмущения и вести в это же время переговоры с объектом возмущения. Это интересный момент, поскольку раньше они такого внимания общественному мнению не уделяли, во всяком случае так зримо.

Далее. Белый дом пока категорически не готов обсуждать обязательный уход афганского президента Хамидва Карзая с его поста. По их версии, речь может идти о постепенном инкорпорировании талибов во власть при безусловном сложении ими оружия и признании модели партнёрства с нынешним режимом. Многие эксперты утверждают, что это сильно напоминает «таджикский вариант». С ними трудно не согласиться, хотя и существуют некоторые частности.

Вашингтон также напомнил о своём намерении оставить свой воинский контингент как минимум до 2014 года с упором на подготовку афганской национальной армии и спецслужб. По утверждению пентагоновских генералов, в настоящее время можно положиться только на один процент всего численного состава всей афганской армии. Утверждение, тоже, согласитесь, весьма обоснованное. Однако возникает вопрос. Каким образом за два года инструкторы из США смогут сделать то, что не смогли сделать за более чем десять лет? Прямо не вояки, а маги и чародеи какие-то. Трудно поверить в эти американские утверждения. Тем более что основные партнёры американцев по этой нелёгкой работе, французы, в настоящее время пока не определились со сроками вывода своего контингента из Афганистана. Нынешняя борьба за Елисейский дворец диктует свои правила игры, и сейчас обсуждается вопрос о полном выводе военных уже в следующем году.

Пакистан в этом также не играет пассивную роль. Вашингтон, традиционно рассматривающий пакистанскую сторону в качестве своего важного союзника в регионе и опасающийся потерять своё влияние на него, вынужден действовать в Афганистане с постоянной оглядкой на Исламабад. Пакистан же вовсе не горит желанием втягиваться ещё глубже в эту проблему. Ощущая этот пакистанский настрой, американцы прибегают к различным ухищрениям, чтобы убедить Пакистан действовать так, как того желает Вашингтон.

 

 

Новое руководство Межведомственной разведки Пакистана сознательно притормаживает темп переговоров между талибами и американцами. При этом существует несколько причин для такого поведения. Одна из них – это активизация негласных контактов американцев по линии спецслужб и Госдепартамента с лидерами белуджей в Пакистане. Речь идёт о двух основных группировках: «Армия освобождения Белуджистана» (Х. Марри) и Республиканская армия Белуджистана (Б. Бугти). При этом пакистанцы связывают действия американцев на этом направлении с увеличением числа нападений сепаратистов на пакистанских государственных служащих и силовиков. При этом лидеры белуджей принимаются на разных уровнях официальными фигурами в Вашингтоне, что, несомненно, раздражает Исламабад. Белый дом официально признал белуджей из двух указанных выше групп «официальной стороной конфликта», что означает их легитимизацию. Это расценивается пакистанскими военными и руководством как «фактическое объявление войны». Одновременно с этим американцы начинают раскручивать тему о «назревающей гуманитарной катастрофе в Белуджистане», что диктует принятие срочных мер и необходимость допуска в «зону племён» благотворительных фондов и структур ООН. В этом же ряду следует рассматривать и желание Белого Дома открыть генеральное консульство США в Кветте.

Желание Вашингтона зримо читаемо. Белый дом желает продемонстрировать Исламабаду перспективу возникновения широкомасштабного конфликта «у него дома» в случае, если пакистанцы и далее будут занимать «неконструктивную позицию» по вопросу афганского урегулирования и снабжения контингента НАТО по логистическим коридорам через территорию Пакистана.

Нельзя игнорировать и тот факт, что Вашингтон рассчитывает использовать белуджей в полной мере в качестве подрывной силы против Ирана. Здесь их вдохновляет пример «Джундуллы», члены которой фактически долгое время выполняли задачи ЦРУ по проведению операций против режима в столице Ирана.

Заигрывания американцев с белуджами также раскрывают их надежды превратить белуджей в ударный элемент по минимизированию или снижению влияния «Аль-Каиды» в «зоне племён». Насколько эта идея продуктивна, судить сложно, поскольку баланс сил в этом регионе складывался исторически, и, начиная такие операции, белуджи однозначно войдут в конфликт с пуштунскими племенами, которые оказывают «джихадистам» покровительство.

Как мы наблюдаем, несмотря на острое желание и старания Запада, и прежде всего США, ощущать Афганистан и Пакистан как единое целое, действительность зримо не такова. Несмотря ни на какие пряники, Кабул и в особенности Исламабад предпочитают вести свою отдельную игру. Что касается желания Белого дома приструнить эти страны, и в особенности Пакистан, стимулируя сепаратистские настроения, то это весьма опасное дело и может привести к непредсказуемым последствиям. На данный момент можно утверждать одно: словосочетание «АфПак» далеко от того смысла, который в него вкладывает Вашингтон. Пока это всего лишь аббревиатура.

Фуад Мамедов-Пашабейли

Социальные комментарии Cackle