• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Иранская мирная инициатива: предыстория и перспективы

Время чтения: 3 мин
2791

Официальный Тегеран заявил, что имеет план по урегулированию карабахского конфликта. Посол ИРИ в Баку Мохсен Пакайин на этой неделе планирует посетить Физулинский район и осмотреть Горадизский погранично-пропускной пункт.

Говоря об армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте, посол подчеркнул, что конфликт продолжается уже долгое время и должен быть решен в кратчайшие сроки. «Мы уже заявили, что готовы к разрешению конфликта, и в связи с этим у нас есть проект. Но, конечно же, проект будет обнародован в нужное время», – сказал Пакайин.

Когда наступит то самое «нужное время» посол не сказал. Таким образом, официальный Тегеран претендует на роль миротворца на Южном Кавказе. При этом, оказывается, Тегеран имеет конкретный план, гарантирующий, по заверению посла, урегулирование конфликта. Однако располагает ли Иран эффективными рычагами влияния на стороны конфликта? Способен ли он навязать сторонам тот или иной вариант урегулирования конфликта?

Известно, что официальный Баку во внешней политике стремится максимально дистанцироваться от ИРИ, а Армения в карабахском вопросе прислушивается к России. Да и сам план пока вызывает больше споров и домыслов, в то же время не привнося никакой ясности. Иран, безусловно, традиционно является одним из крупнейших игроков региона. Основная причина активизации Тегерана в Закавказье понятна и заключается в стремлении Тегерана обеспечить стабильность по периметру своих границ при этом, обретя больший вес и политическое влияние, что необходимо Ирану, так как сейчас он находится в стороне от важных региональных процессов в Закавказье. Таким образом, предпринятая попытка вклиниться в урегулирование конфликта ясно демонстрирует политические устремления Ирана.

Услышав про якобы имеющийся план, эксперты вспомнили про т.н. «план Гилмора», разработанный бывшим послом США в Армении Гарри Гилмором в 1999 г. Этот план включал в себя восемь пунктов, основным среди которых были пункт утверждавший невозможность возвращения Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. План так и не был реализован.

План Ирана строится на том, что Нагорный Карабах принадлежит Азербайджану, но Иран не выступает сторонником Армении также, как и сторонником Азербайджана, стремясь сохранить баланс сил между этими странами путем давления на сильнейшую сторону. Этим объясняется то, почему Иран всегда приветствовал любую инициативу, направленную на разрешение конфликта без каких-либо изменений границ.

Иран выдвинул свою первую посредническую инициативу в 1992 г., пригласив делегации из Армении и Азербайджана в Тегеран на переговоры, где обсуждались временное прекращение огня, снятие блокады Армении, размещение наблюдателей и обмен военнопленными. 15 марта в Тегеране делегации подписали декларацию о разрешении конфликта, а Иран, таким образом, добился первого прекращения огня.

Нынешние мирные инициативы Ирана эксперт МГИМО Вадим Муханов считает бесперспективными, так как, по его мнению, посредническая миссия предполагает определенное сотрудничество посредников, что сложно представить, например, в случае с Тегераном и Вашингтоном. Да и сам конфликт, возникший на почве противоречащих друг другу интересов и идентичностей решить совсем не просто.

В самом Азербайджане инициатива Ирана также была воспринята без восторга. Как пишет азербайджанское издание «Зеркало. az», «вариант, разработанный официальным Тегераном, каким бы гениальным он ни был, не имеет ни единого шанса на реализацию. И тут все очень просто… дело в том, что невозможно разработать мирный план урегулирования подобных конфликтов, на все сто процентов соответствующий национально-государственным интересам обеих сторон. Это почти то же самое, что придумать вечный двигатель.

Социальные комментарии Cackle