• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что ожидает Египет в будущем

Время чтения: 4 мин
3881

 


После избрания Мухамада Мурси египтянам полагалось разойтись по домам. Ведь цели «революции фиников» были достигнуты: Мубарак свергнут и ждет суда, к власти пришли «братья-мусульмане» с их лозунгом «Ислам – решение». Казалось, вот-вот наступит процветание и поголовное счастье на благодатной египетской земле, освободившейся от гнета светской власти. В этом свете Мурси, как один из «Братьев-мусульман» был уверен в том, что большинство египтян в городах и селах поддерживают его. К тому прибавим покровительство со стороны Запада и, главное, США. Западные политологи и политики провозглашали, что Мурси пусть и один из «братьев-мусульман», но все же цивилизованный президент, а в его команде одни только выпускники американских элитных вузов, воспитанные на демократических ценностях.

Как водится, американцы на многое в деятельности новой египетской власти стали закрывать глаза. Так они не среагировали на политические процессы против журналистов, критиковавших Мухаммеда Мурси. Также американцы пропустили без внимания административное усиление власти «братьев». Те быстро свернули свои предвыборные обещания об отмене чрезвычайного положения и демократическом реформировании силовых структур. Братья последовательно позанимали все министерские и губернаторские кресла, добились большинства мандатов в конституционной комиссии. Затем Мурси отправил в отставку руководителей египетской военной элиты, после чего решил укрепить свою власть путем внесения поправок в Конституционную декларацию, которая временно заменяла основной закон страны. Эти поправки существенно расширили его полномочия, ведь отныне подписанные им распоряжения и законы не подлежали обсуждению и тем более – обжалованию. Мурси  лишил судебные органы надзорных функций за деятельностью верхней палаты парламента и конституционной комиссии. Тем самым он вывел из под контроля масс важнейшие механизмы реализации государственной власти. Высшие судьи Египта попыталась выступить против реформ Мурси, но в ответ он проигнорировал их протесты и совершил еще одно действо: отобрал у Верховного суда право назначать генерального прокурора.

Параллельно с Мурси всестороннюю политическую активность развили и «братья-мусульмане» на местах. Чуть более чем полгода тому назад они организовали референдум по новой конституции. В результате референдума новая конституция была одобрена. Отныне единственным источником права провозглашался шариат. Вот тут-то светские противники прежней власти Египта, которые взаимодействовали с «Братьями-мусульманами» во время свержения Мубарака поняли,  что совершили серьезную ошибку. Они высыпали улицы, они назвали Мурси «новым фараоном», призвали к его отставке, они подняли новую волну народного недовольства. Волнения продолжались несколько месяцев и вот, наконец, плотина народного гнева не выдержала. И в этом нельзя обвинять только оппозицию «Братьев-мусульман». Ведь Мухаммада Мурси отстранил от власти никто иной, как один из «братьев», наделенный властью и силой, а именно: министр обороны Абд-аль-Фаттах ас-Сиси. Неожиданность состоит в том, что на этот пост его назначил сам Мурси, опять  же, как сторонника «Братьев-мусульман».

Что же произошло в Египте: народное восстание,  или военный переворот? Американский журнал The Foreign Policy заявил, что Египет стал свидетелем народного восстания. Так ли это на самом деле? Есть мнение, что армия использовала народные волнения, чтобы вновь взять власть в стране в свои руки. Таким образом, народ на Тахрире оказался второстепенной силой. Правда военные имели те же цели, что и граждане-демонстранты, мечтавшие сбросить Мурси с трона. Понятно, что армия была обижена на Мурси, после того как он нейтрализовал военную элиту эпохии Мубарака. Такие перемены армии ни к чему. Руководство египетской армии привыкло к щедрому военному бюджету, к американской финансовой помощи, к привилегированному положению в экономике. Военные имеют заводы, управляют сетью коммерческих предприятий, покупают государственные земли по льготным ценам, не платят налоги и т.д. Иными словами, вооруженные силы Египта — это государственный институт, исправно функционирующий со времен Насера.  The Economist пишет, что за армию будут стоять как фермеры с рабочими так и интеллигенция. И те и другие ценят законность и порядок, а интеллигенция к тому же уверена, что только военные могут гарантировать светскость государства.

Произошедшие в Египте события не снимают с повестки дня проблему взрывоподобно нарастающей напряженности между приверженцами светского развития страны и исламистами-шариатистами. Складывается опасная ситуация закрытого парового котла, в котором поочередно кипит гнев то противников исламизации, то противников секуляризации. Пару дней тому назад исламисты штурмовали штаб национальной гвардии, а теперь в атаку пошли противники исламизации. Так в Генпрокуратуру Египта было подано заявление на «Братьев-мусульман» и свергнутого президента Мухаммеда Мурси. В нем утверждается, что Мурси и его сторонники планировали провокации против населения, для чего была закуплена полицейская форма. Кроме того, Мурси обвиняется в поставках оружия и предоставлении гражданства членам ХАМАС. Наконец, Мурси обвиняется в попрании Конституции, запугивании СМИ и граждан.

Насколько долго хватит крепости стенок котла? Откроет ли кто-нибудь выпускной клапан, чтобы сбросить давление? или же Египет взорвется изнутри, превращая весь Ближний Восток в непредсказуемый океан политического апокалипсиса? 

Социальные комментарии Cackle