• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Зависимость от интернета и сетевых коммуникаций. Получение знаний из телевизора и всемирной паутины

Время чтения: 4 мин
2808

Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Один путник — это шайтан. Двое — тоже шайтаны. А трое — это уже караван» (Тирмизи, 1674). Исходя из данного Хадиса становится ясным, что людей нельзя оставлять одних. Если человек остается один, то с ним дружит шайтан. «К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями» (Священный Коран, 43:36). Мы, мусульмане, все словно части одного тела. Выполняя обязанность по отношению к друг другу, мы должны поддерживать друг друга.

  Из телевизора или компьютера невозможно получить полноценные знания, а вот в чтении книги имеется определенный баракат (благость). Документы в интернете проходят настолько быстро, что вы отвлекаетесь на ненужные вещи, такие как: картинки, ссылки и т. д. Но на самом деле при исследовании самым важным является понятие заложенного смысла, понятие главной мысли. Необходимо стараться понять то, что читаешь.

Если нужно, можно прочесть еще раз. В телевизоре или интернете вам просто не позволят так углубляться. Вы просто не заметите, как быстро все пройдет перед глазами, так ничего и не поняв. В приобретении же знаний важным является детальное исследование и повтор. У вас должны быть места, которые вам нравятся или не нравятся. Возможно, вы захотите что-то подчеркнуть или записать на краях книги. Если посмотрите на людей, читающих книги, то вы увидите, что края книг исписаны их замечаниями и разъяснениями. Некоторые пишут целые книги в этих примечаниях и разъяснениях. Кого бы вы ни читали, вам понадобится записать свои критичные замечания, если вы углубляетесь в эту тему. Даже Слово Всевышнего подвергается своего рода критике с точки зрения выведения смыслов и иджтихада (своего суждения). Только мухкамат (ясно изложенные смыслы) не подвергаются этой критике.

Абу Ханифа выводит свои смыслы из Аята, а Имам Малик свои. Значит, один не удовлетворяется выведенным смыслом другого и углубляется в размышления, с учетом изменившегося времени и обстоятельств, с учетом развития науки. До сегодняшнего дня написано огромное количество тафсиров (толкований Корана) и тавилов (переводов смыслов). Таким образом, польза от книги несравнимо выше.  Книга — это источник вдохновения, что бы вы ни читали. Если мусульманин систематизировал свои знания и освоил исламскую методологию познания, он может читать что угодно, используя эти критерии. Будь то Сартр, Камо или Гегель. Главное — знать мухкамат (ясно изложенные смыслы), хорошо разбираться в текстах наших первоисточников, в методологии, в основах религии (усууль ад-дин). А дальше можно читать, что угодно. Это расширит ваши горизонты, поможет мыслить глубже.


А интернет и телевизор, предлагая вам простейшие, поверхностные вещи, не дадут вам возможности подумать глубже. Сколько бы вы не пользовались ими, вы все равно будете оставаться на уровне деревенщины, на уровне пастуха. Есть только одна сомнительная польза от интернета, которая нас как раз и обманывает, это быстрый доступ к информации. Например, вы не помните точный текст хадиса. Заглянув в интернет, можно увидеть, что, например, вот этот риваят (цепочка передатчиков хадисов) принадлежит Умару (р.а), а вот этот — другому, и т. д. То есть тут же, мгновенно, можно узнать. Однако, к сожалению, таким образом этот Хадис не остается у вас в памяти.

И это знание не становится тем источником, к которому всегда можно было бы обратиться. Возможно, для человека, занимающегося написанием диссертации, это может сослужить пользу, с точки зрения быстрого доступа к определенным источникам. Да, он быстро все запишет. Но на защите своей научной работы перед комиссией этому человеку надо все держать в голове, в памяти. Все равно придется прочесть и запомнить. Одно дело — быстрый доступ к знаниям, и совершенно другое — углубляться в знания, быть человеком размышляющим с хорошей памятью. Интернет не может дать этого. Это может дать только книга, только записанные на бумаге источники. Поэтому книга до сих пор востребована и остается в цене, до сих пор печатается огромное количество книг и будет печататься в будущем. Даже тогда, когда с помощью нанотехнологий нажатием на одну клавишу выгружается информация в целую книгу, бумажная книга остается в цене. Это истина, а то, что после истины — это заблуждение.

  В наши дни появилась целая масса людей, не знающих - что такое книга, что такое глубокое духовное размышление (тафаккур), глубокое духовное упоминание (тазаккур). Все что они знают, так это ограниченная информация, то, что может дать компьютер. Работая с компьютером, они постоянно заняты совершенно посторонними бестолковыми вещами, не имея возможности открыть самого главного — двери познания.

Нет никакой разницы между получением знаний с помощью компьютера и теми зложелателями, которые сегодня утверждают, что, якобы, Саляфу ас-Саалихиин (первые 3 поколения мусульманских ученых) уже написали все книги, и, дескать, нам ничего писать уже не надо. Имам Шафии говорит: «Пусть Аллах будет доволен Саляфами. Они оставили много работы Халяфам (последующим после первых 3 поколений мусульманских ученых). Высказывания зложелателей о том, что нам хватает знаний Саляфов - есть несерьезное наплевательское отношение. Это и есть та самая мысль, которая 5 веков назад убила дух Ислама.

Та самая мысль о том, что сподвижники, последователи и последователи последователей уже выполнили свой долг и нам только нужно читать и вновь перечитывать эти книги, и есть та самая мысль, которая нас погубила, погубила Ислам. Коран призывает: «Йаа ахль ал-китааб» (О, люди Писания!). То есть решение вопроса в книге. О Всевышний Аллах, спаси эту умму от безкнижничества!

 

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТА, СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Социальные комментарии Cackle