• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Высокая нравственность или мировоззренческая чехарда?

Время чтения: 4 мин
1844


Через четыре месяца в расписании российских школьников появится предмет, рассказывающий об основных традиционных религиях, присутствующих на территории нашей страны. Предмет «Основы мировых религиозных культур» вводится в 4-5 классе общеобразовательных школ. Наряду с этим дети так же будут получать курс «Основы светской этики». Эти два модуля были выбраны родителями после проведенного эксперимента в 19 регионах РФ. Кроме них, разработаны еще 4 модуля – «Основы ислама», «Основы православия», «Основы буддизма», «Основы иудаизма». Но введение этих предметов, предполагающих более широкое изучение данных религий, пока отложено.

Обсудить вопросы, касающиеся механизмов преподавания нового предмета, сегодня в ДУМ РТ за круглым столом встретились представители трех конфессий – ислама, православия и буддизма. На вопросы участников круглого стола и журналистов отвечали один из разработчиков курса доктор политических наук, профессор, ректор РИУ Рафик Мухаметшин, заведующий кафедрой религиоведения КФУ Валерий Королев и другие.

По мнению Рафика Мухаметшевича, сейчас уже поздно обсуждать, стоит или не стоит вводить подобный предмет, так как в учебной программе он уже появился, напечатаны учебники, и подготовлено необходимое количество преподавателей. Но по-прежнему вызывают опасения, будут ли соблюдены все нюансы в реализации данного проекта, так как светская школа не готова к введению религиозных дисциплин. При всем желании религию невозможно преподавать как культурологический предмет, несколько уроков из всего курса все равно будут догматического характера, которые, несомненно, повлияют на формирование общего мировоззрения ребенка. К тому же надо учесть, что с введением обучения основам религий остальные школьные предметы остаются без изменений. Это значит, что в головах детей теория Дарвина будет соседствовать с объяснением происхождения человека с точки зрения религий. «Что мы получим после обучения – высокую нравственность или мировоззренческую чехарду в умах детей, об этом, наверное, стоит задуматься», - отметил Рафик Мухаметшин.

 

Валерий Королев сообщил, что их вуз готовит достаточно специалистов, чтобы укомплектовать школы. Но так как для ведения данного предмета полной ставки не предусмотрено, школы обходятся переобучением уже существующих кадров. По словам Королева, несколько странным кажется тот факт, что грант на переподготовку учителей на новый предмет выиграл Университет управления ТИСБИ, хотя не имеет для этого ни преподавательского состава, ни иной базы. Валерий Королев считает, что при введении основ религии в школах нужно в первую очередь разработать общую стратегию, учитывающую все школьные предметы, так как формирования мировоззрения ребенка уже идет через историю, литературу, обществознание, и новый предмет должен гармонично вписаться в общую канву этих знаний.

Президент казанского буддисткого центра Оскар Брейтман выразил сомнение, что в таком юном возрасте стоит детей знакомить с религиозными ценностями, так как религия – это осознанный выбор взрослого человека, и к нему он должен прийти только сам. В то же время данный предмет будет полезен. Чтобы ребенок знал, чем живет его сосед. По словам Брейтмана, новая дисциплина не должна работать на разъединение, обособление одних детей среди других. Преподавание детям основ разных религий в отдельных группах приведет именно к этому. Буддийский лидер считает, что избежать негативных результатов от нововведения поможет осознание преподавателей своей обязанности излагать информацию без конфессионального окраса, и придерживаться религиоведческого подхода.

 

Кандидат исторических наук, начальник отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов считает, что никакого ажиотажа вокруг преподавания основ религий быть не может. Все придет в норму через несколько лет, что бы ни было, в первый год могут быть какие-либо недочёты. «Но факт в том, что наше общество стало более религиозной, родители хотели бы, чтобы их дети получали знания о религиях, теперь уже просто надо аккуратно приводить это в действие. Не надо бояться, что при разделении на конфессии какой-то ребенок останется в одиночестве и на него посмотрят как на белую ворону, - считает Валиулла хазрат. – Дети уже по факту рождения – или татары-мусульмане, или русские-христиане. Они уже практически не выбирают, в какую им религию прийти, за них решила природа. Если, например, ребенок калмык, он уже даже своей внешностью будет отличаться от других. И нам надо стремиться к тому, чтобы даже если один ребенок захочет изучать одну из выбранных религий, он получал такую возможность. В Европе это практикуется и успешно. У нас тоже надо идти к этому».

По мнению Якупова, в некоторых школах Татарстана практика преподавания основ ислама есть, и она дала превосходные результаты. Например, в школах Балтасинского района, где уже 10 лет ислам преподают как факультатив, нет ни одного курящего ученика. Поэтому, понимая страх родителей и желание государства делать осторожные шаги в этом направлении, Валиулла хазрат считает введение этого нового предмета шагом правильным, прогрессивным, приближающим Россию к общемировым стандартам демократии.

Круглый стол был организован газетой «Умма».

Социальные комментарии Cackle