Реклама
Общество

В Казани обсудили вклад татарской женщины мусульманки в развитие татарского народа

1771

В конференц-зале мечети Марджани состоялась встреча с известным ученым, кандидатом исторических наук Таминой Биктимировой. Она защитила диссертацию в 1982 году по теме "Деятельность партийных организаций Поволжья по вовлечению женщин в социалистическое строительство (1921-1925). Автор книг "Минем шэжэрэм", 2002 г.; "Женщины-татарки на пути просвещения", 2002 г.; "Ступени образования до Сорбонны", 2003 г.; "Ил язмышын салып иннэренэ", 2006 г. Организатором мероприятия выступила  общественная организация "Муслима" совместно с Казанским мухтасибатом и была приурочена к 70-летию ученой.

Сфера научных интересов Тамины Биктимировой - женский вопрос, женское образование. В ее монографии «Ступени образования до Сорбонны» рассказывается об основных этапах пути, пройденного татарскими женщинами в борьбе за светское образование, за свободу и равноправие в конце XIX – начале ХХ веков.

Участниками мероприятия были обсуждены вопросы развития Ислама, религии и роли женщин в ней.

Несмотря на сложившийся стереотип необразованной забитой женщины татарки-мусульманки до революции, роль татарских женщин не ограничивалась только материнством и заботой о домашнем очаге. Они повсеместно играли значительную роль в общественной жизни и даже с успехом овладевали царским венцом.

Вспомнить хотя бы царицу Сююмбике и первую в исламском мире женщину-казыю Мухлису Буби. Если об этих женщинах, оставивших след в истории татарского народа, нам еще что-то известно, то имена многих других до сих пор остаются в забвении.

Вклад татарской женщины в развитие татарского общества, татарской нации несоизмеримо велик. Татарская женщина, мусульманка, всегда была в центре общественной жизни.

Несмотря на то, что образование девочек сталкивалось со многими трудностями, которые тормозили его развитие и совершенствование, женский пол у татар не остался без образования. В 60-е годы XIX в., подчеркивая высокий уровень грамотности татар, исследователь М. Лаптев писал: "Вообще первая ступень образования – грамотность достаточно распространена между татарами: мало найдется даже женщин, которые не умели читать и писать". И это несмотря на то, что татары в течение столетий не могли иметь светские школы. Царизм делал все, чтобы увековечить отсталость татар, обречь их на бедность и прозябание, не допускать приобщения к передовым методам производства и хозяйствования, держать вдали от достижения науки и культуры.

Основная трудность была связана с нехваткой средств (государство не тратило ни одного рубля на нужды просвещения татарского народа).

В те годы образование стало возможным благодаря расцвету национального меценатства.

Наряду с такими крупными меценатами, как Ахмедом и Гани Хусаиновыми, Шакиром и Закиром Рамиевыми, фабрикантами Акчуринами, Утямышевыми, Азимовыми, история сохранила и имена женщин-меценаток, которые не обладая особо внушительным состоянием, тем не менее внесли значительный вклад в дело развития национального просвещения, покровительствовали неимущим и т. д. Так, Бибимагруй Утямышева-Галиева, жена Галимджана Галеева-Баруди, при расширении медресе «Мухаммадия выделила из своих сбережений 2000 рублей, позже во дворе этого медресе открыла школу для девочек («Мектебе Бибимагруй абыстай»); Фатиха Аитова потратила своё приданное на открытие школы для девочек татарок в Казани, а позже открыла на базе этой школы I женскую гимназию для татарок; Фатима-Фарида Наурузова уехала в Сибирь для того, чтобы открыть татарскую школу в Омске, а перед смертью завещала всё своё состояние для строительства школы в дер. Кэрэкэшле (ныне в Ютазинском районе РТ); Суфия Джантурина (жена члена Государственной Думы России, известного учёного С. Джантурина) пожертвовала уфимской медресе "Галия" 50 тыс., построила в деревне Килем (ныне Буздякский район Башкирии) две школы: для мальчиков и девочек, платила жалованье учителям этих школ, построила мечеть в этой же деревне, помогала нуждающимся во время голода, а также ездила в Петербург, изучала ткацкое дело и открыла для деревенских жителей ткацкую мастерскую, купив для этой цели станки. Сама же обучала их этому ремеслу. Зухра Акчурина, выйдя замуж за Исмаила Гаспринского, все свое приданое и украшения пожертвовала ради дела мужа: именно на ее деньги выходила знаменитая газета «Терджиман». Будучи блестяще образованной женщиной, Зухра немало сил и средств потратила на открытие школы для татарских девочек в деревне Зынджыры около Ялты.

Не покидает вопрос, что же происходит с нашим народом сегодня, куда делся тот здоровый национализм, когда богатые купцы и промышленники заботились больше не о своем личном благосостоянии, а о будущем своей нации, своего народа?

Почему сегодня, для того, чтобы выпустить книгу «Ступень образования до Сорбонны», в которой подробно рассказывается о подвигах всех этих женщин, а также о девушках, которые поучали образование в Сорбонне, а одна из них даже преподавала там, автор книги не может найти 250 тысяч рублей?

Возможно, большинство благородных и достойных представителей своей нации были истреблены в ходе репрессий 1917 года, оставшиеся в живых после репрессий 1937-1939 годов, погибли в годы коллективизации, раскулачивания и последовавшего после всех этих процессов страшнейшего голода. Возможно, цвет нации ушел вместе с уничтоженными в те страшные годы 609 муллами… На этот вопрос участники встречи не смогли найти ответ.

Однако, все участники встречи сошлись в одном: если мы сегодня будем воспитывать детей, будем сами воспитываться на примере этих благородных татарских женщин, возможно мир хоть чуточку изменится в лучшую сторону, не будет наркомании, алкоголизма, проституции; если и в будущем наши дети будут воспитываться в духе Ислама, то есть надежда вырастить такое же искреннее, доброе и высоконравственное поколение.

Социальные комментарии Cackle
Home