• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хусн аз-зан или хорошее мнение о людях

Время чтения: 7 мин
7295

 


Верующий всегда должен действовать, исходя из нравственного принципа «хусн аз-занн».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: حُسْنُ الظَّنِّ مِنْ حُسْنِ الْعِبَادَةِ, то есть «Хорошее мнение исходит из хорошего поклонения Аллаху» (Сахих ибн Хиббан).

В свою очередь «Су аз-занн» (плохое мнение, недоверие) является духовной болезнью. На западе это называют словом «паранойя». Коран называет людей с таким качеством «ахлю шакк» и «ахлю райб» (люди сомнения). Верующий человек далек от качества излишней подозрительности и сомнительности. В основе его представлении о людях лежит «хусн аз-занн». Но если человек находится за рулем автомобиля или за штурвалом корабля или самолета, если он несет ответственность за людей, то он не может закрывать глаза на некоторые вещи, условия и явления.

Это становится понятно, например, из хадиса о людях, плывущих на одном корабле: «…одни разместились на палубе, а другие − в трюме. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?» И если разместившиеся на палубе предоставят разместившихся в трюме самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)» (Сахих аль-Бухари). Компетентные люди должны наблюдать за происходящим вокруг и делать правильные выводы, но, не впадая в «су аз-занн» и паранойю.

Существуют такие люди, которые, когда их восхваляют, начинают думать, что они что-то из себя представляют. Когда кто-нибудь получает внимание в народе, то такой человек часто обманывается. В одном из хадисов упоминается, как Пророк (мир ему), увидев, что один сподвижник восхваляет другого в лицо, сказал ему: «Ты сломал хребет своему другу!» (Бухари, Муслим) Значит, существуют такие люди, которые могут приписать себе те свойства, которые ты в них восхваляешь. Они могут начать думать, что эти свойства присущи им изначально или же являются их собственностью. Таким образом, «их позвоночник будет сломан», и они уже, возможно, не сумеют оправиться из под этого тяжелого груза.

С другой стороны, мы должны смотреть на людей с надеждой на хорошее. Словно как в стае перелетных птиц, в которой одна птица отстает от стаи, а другая подлетает к ней и ободряет ее, а затем они вместе догоняют стаю. Даже если человек неоднократно грешил, ошибался или забывал что-то, мы должны надеяться что однажды, с Божьей помощью, он вернется в «стаю». Мы должны думать о том, как вернуть этого человека на нашу «борозду». Многим известна история о сподвижнике по имени Джулейбиб, который, будучи молодым человеком, флиртовал с девушками. Об этом рассказали нашему Пророку (мир ему). Он позвал его, посадил на колени перед собой и прежде всего обратился к его разуму:

- Ты хотел бы, чтобы то, что ты делаешь, сделали бы с твоей матерью?

- Нет, о Посланник Аллаха.

- А с твоей женой?

- Нет, о Посланник Аллаха

- А с твоей сестрой?

- Нет, о Расулюллах!

 Таким образом вопрос был решен с точки зрения логики. То есть, этот вопрос трудно было решить с точки зрения совести. После этих слов молодой человек взял руку Посланника Аллаха (мир ему), положил ее на свою грудь и попросил очистить свое сердце. Сахабы рассказывают об этом молодом человеке, что после этого он стал самым целомудренным среди них. Вскоре после этого в одной из оборонительных войн он стал мучеником. В тот день все искали своих среди шахидов. А Посланник Аллаха (мир ему) изрек: «У меня тоже есть мученик, которого я ищу». Подойдя к нему, он опустился на землю, положил его голову на свое колено, почтил его и поздравил с шахадой.


Да, человек может оступиться, но "Божественная нравственность" такова, что после покаяния со словами: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (Священный Коран, 7:23)  «Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (20:122). Использование глагола «иджтаба» (избрал) особенно интересно. То есть, искреннее раскаяние возвышает человека до такой степени, что, с Божьей милостью, его проступок стирается, как будто он ничего и не делал. Мы должны смотреть на своих братьев с такой же милостью, с какой и Аллах смотрит на нас, с какой Пророк (мир ему) смотрит на свою умму.

Всегда придерживаясь принципа «хусн aз-занн» верующий не должен забывать, что существуют люди, в природе которых заложена определенная робость и страх. И если такой человек занимает определенное положение в обществе, то надавив на страх, его могут заставить сделать много чего нехорошего. Существуют также люди, в природе которых заложена любовь к власти. Кто-то очень любит комфорт. А кто-то очень любит проводить время дома. Некоторые стремятся к известности. Однако есть люди, в природе которых все эти свойства заложены одновременно (Упаси Аллах!). Все эти недостатки постоянно атакуют их. Они могут подорвать основы их веры, поэтому компетентные люди должны быть настороже и внимательно наблюдать за своими подопечными, они должны замечать слабости людей. Однако, при этом нельзя осуждать, оскорблять и унижать. Все это не разрешено религией. Необходимо искать способы предотвращения слабых по натуре людей от попадания в грех. И это обязанность людей стоящих «у руля».

Некоторые люди имеют по своей природе склонность к богемному образу жизни. Таких людей легко сбить с пути, пользуясь их страстями. Ни для кого не секрет, что возможность прослушивания и наблюдения за человеком сегодня используется как средство шантажа, как козырь в руках. И чтобы не позволять определенным силам шантажировать нас, выход один – нужно вести очень целомудренную жизнь, далекую от греха.

Есть хадис нашего Пророка (мир ему), в котором он остерегает нас от пребывания рядом со злачными местами: «Остерегайтесь мест обвинения». Например, не следует ходить по улице, на которой находится питейное заведение. Или гулять, если нет необходимости, в местах, где люди флиртуют друг с другом. Вы можете дать повод верующим думать плохо о вас. Или не стоит заходить в здания, в которых есть дискотеки.

Есть понятие «приватная зона». По принципам фикха, следует не просто не делать негативные вещи, но и не следует даже приближаться к ним. В Коране сказано: «Не приближайтесь к прелюбодеянию», «Не приближайтесь к имуществу сироты». Услышав аят об имуществе сирот, некоторые сподвижники тут же отделили долю сиротам и отдали ее им со словами: «Делайте с этим, что хотите. Так приказывает Коран». На самом деле Коран призывает быть бдительным и не трогать запретное.

Женщины и мужчины могут вместе совершать коллективное поклонение, но в определенных рамках. Во время ниспослания Откровения женщины старались быть не просто позади, а подальше от рядов мужчин во время совершения коллективных молитв, таких как: истиска (о прошении дождя), кусф и хусф (затмения солнца и луны). Наш Пророк (мир ему) сказал: «Самые лучшие ряды мужчин — это те, что спереди. Самые худшие ряды мужчин — это те, что сзади. Самые лучшие ряды женщин — это те, что сзади. Самые худшие ряды женщин — это те, что спереди». Таким образом, была установлена приватная зона. 

С точки зрения сохранения чистоты своих чувств, чистоты своего воображения, защиты своих мыслей от дурного, люди должны придерживаться принципа приватной зоны. Совершенно неправильно иметь желание сидеть рядом с ними и общаться. Посмотрите на уловку шайтана: «Вот, мол, я возьму у них номера их телефонов, а потом буду им объяснять Ислам». Разве среди них нет женщин, способных намного лучше тебя объяснить им Ислам? Ну, если так уж хочешь, тогда сиди в мечети подальше от них и объясняй. Они будут сидеть за занавесом и слушать. Зачем тебе номер телефона? Почему ты хочешь заниматься ими индивидуально? Не дай Бог! Из-за этого, ты не только сам погибнешь, сам того не замечая, но и сыграешь в злую шутку с целомудрием другого человека и чистотой миссии Ислама, нарушив таким образом права всей уммы. Эта непристойная грязь прилипнет не только к твоему лбу, но и будет использована для обвинения всего сообщества. Поэтому, нужно избегать «мест обвинения». Да сохранит нас всех Аллах от этих уловок шайтана.

Социальные комментарии Cackle