• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Секрет сравнения в мирском

Время чтения: 7 мин
5219

 

Иногда для понимания своего положения люди прибегают к сравнению его с другими. Сравнение имеет и положительное и негативное влияние в формировании мировоззрения и поведении верующего. Мы говорили о том, что чтобы быть преуспевающим в делах религии, человеку нужно сравнивать себя с теми, кто лучше него. В ином случае есть угроза его вере: угроза самодовольства, высокомерия и как следствие потери своих благих дел по причине гордости.

Но жизнь каждого включает в себя и мирскую долю. Мы разъясним вопрос о том, какую «политику сравнения» должен вести верующий, чтобы преуспеть.

Сравнение по критерию мирских благ

Сравнение с теми, кто «живет лучше»

Довольство или, наоборот, неблагодарность Всевышнему часто связаны с определенным отношением к тому имуществу, судьбе или иным благам, которые дарованы человеку. Если человек заботится о том, что кому-то дано больше, чем ему, то это прямой путь к зависти по отношению к этим людям и неблагодарности по отношению к Всевышнему Творцу. Эти чувства способны отвлечь человека от религиозной практики, и одновременно «затянуть» в болото невежества.

Абдул Кадир Джилани, да помилует его Аллах, пишет:

«Почему, о правоверный, я вижу, что вы завидуете вашему соседу из-за его пищи и его питья, его одежды, его жены, его дома, его наслаждения своим богатством и благословениями его Господа (Всемогущ и Преславен Он) и предназначенной ему доли?

Разве вы не понимаете, что это такая вещь, которая ослабляет вашу веру, заставляет вас пасть перед Господом (Всемогущ и Преславен Он) и делает вас ненавистными Ему? Разве вы не слышали хадис, переданный от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, согласно которому Аллах (Всевышний Он) сказал ему среди прочего: «Зависть – враг Моего благословения»? Разве вы не слышали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Зависть пожирает добрые дела, как огонь поглощает дерево?»

Помимо прочего зависть побуждает человека искать недостатки тех, кто обладает большими мирскими благами. Тем самым нафс человека, с которым он слился, как бы успокаивает себя убеждением, что они (то есть те, кому он завидует) их не заслужили. Отсюда следуют недобрые мысли, клевета, сплетни и стремление опорочить людей, которым он завидует. С точки зрения психологии эти действия представляются как символический акт порчи их имущества. Так,  с малой щели открываются двери греха и унижения.  

Сравнение с теми, чье положение хуже

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает слова Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах»[1]

Всевышний Аллах одарил каждого человека бесчисленными благами. Они могут быть явными и могут быть скрытыми. Даже если человек не знает о них, то они все равно есть. Даже самому нищему есть за что благодарить Всевышнего Аллаха. В Коране сказано (смысл): «Если вы захотите посчитать блага Всевышнего, то не сможете их охватить»[2]

Видеть тех, кто находится в худшем положении – это действенный способ оценить те милости, которыми наделил человека его Создатель. Если человек отблагодарит Всевышнего за то малое, что он получил, то Щедрый и Богатый Аллах наделит его еще большим уделом. В Коране сказано: «Если будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»[3]

Побуждают к размышлению также слова хадиса Кудси:

«Когда одному из вас дают пропитание достаточное на три дня, и он говорит: «Мне плохо, мне нехорошо» это означает, что он не отблагодарил Меня за Милость».

Эти слова действуют отрезвляюще: Всевышний каждый день одаряет нас пропитанием и это – та черта, за которой мы уже не имеем права быть неудовлетворенными жизнью. Ежедневное пропитание – это удел, которым обделены даже не отдельные люди, а целые народы, голодающие страны, в том числе и мусульманские. Такие, например, как Нигерия, Сомали и другие. Вспомните случай, когда на телеэфир к шейху позвонил житель Сомали с вопросом, принимается ли пост без сухура и ифтара…

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретит утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило ему на день»[4]

В одной притче повествуется, что однажды к мудрецу пришел человек и пожаловался на тесноту его дома. Мудрец ответил: «Это исправимо. Но нужно следовать моим указаниям, если вы хотите расширить квартиру». Посетитель согласился. Мудрец тогда сказал ему, чтобы он дома завел кур, а затем пусть снова приходит к нему. Посетитель удивился, но так и сделал. Через несколько дней вернулся и говорит: «Учитель! Теперь наш дом еще теснее». Мудрец обрадовался: «Это хорошо. Теперь следует завести корову и держать ее дома отдельно». Посетитель собирался сначала отказаться, но затем передумал и доверился мудрости старца. Через неделю вернулся и снова пожаловался: «Не знаю, что делать. В доме стало просто невыносимо. Тесно, шумно и плохой запах». Мудрец сказал: «теперь ты должен завести барана. Пусть будет рядом с коровой». Возмущенный посетитель все же согласился… Возвращается  снова, и мудрец у него спрашивает: «Ну, каково теперь?» «Это не жизнь, это ад. Я больше не могу так жить». Тогда старец посоветовал продать корову, барана и куриц на рынке. Человек так и поступил. Выполнив последнее задание, он вернулся к старцу радостным и довольным. «Ну, каков теперь твой дом?» «Учитель! Как я мог раньше этого не замечать?! Я даже не знал, что у меня такой просторный и  уютный дом!»…

Многие люди подобно тому посетителю учатся ценить милость Всевышнего только после того, как потеряют ее. В остальное время все это воспринимается как должное. Это – часть нашего невежества: незнание снисхождения Аллаха.

Верующий, идущий путем добра и истины, чувствует эту теплоту в своем сердце. Тот, кто хочет прийти к гармонии и довольству Всевышнего, должен в отношении мирского смотреть на тех, кто менее успешен, а в отношении дел религии – на тех, кто преуспел на пути Аллаха. Кто сможет воспитать в себе такой взгляд на мир, никогда не будет в убытке. Потому что, будучи недовольным своими религиозными делами, он не устанет стремиться к довольству Аллаха. И будучи довольным благами, которые он имеет, станет из числа благодарных, которых любит Всевышний.



[1] Аль-Бухари, Муслим

[2] Коран, 14; 34

[3] Коран, 14; 7

[4] Ат-Тирмизи

Социальные комментарии Cackle