• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Секрет сравнения себя с другими

Время чтения: 7 мин
6046

С малых лет заботливые взрослые подразнивают детей, сравнивая их  с ровесниками: «смотри, как она помогает своей маме, а ты…», «а их сын сам выполняет домашние задания в отличие от некоторых…» и т.п. И хотя взрослые руководствуются благими намерениями, результат не всегда бывает позитивным: часто вместо чувства соперничества и стремления к успеху, ребенок испытывает чувство неполноценности и неуверенность в себе, с которым затем следует по жизни. Мне вспоминаются слова Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах: «Сколько тех, кто желает получить блага (своими деяниями), но не получает его». Потому что человек, стремящийся к благому должен и средства выбирать соответствующие – благие.

Привычка сравнивать себя с другими – наверно, это естественное явление для «homo populis». Но в зависимости от определенных условий она может играть как негативную, так и позитивную роль в мировосприятии и поведении верующего. Рассмотрим секреты сравнения, которые «деструктируют» верующего, снижают его мотивацию, а также секреты сравнения, которые приводят внутренний мир в гармонию и придают сил для дальнейшего развития.

           Сравнение по критерию религиозности

 1. Сравнение с тем, кто «лучше»

Путь, по которому человек идет, определяется его конечной целью. Подобно этому и люди, которых он ставит себе в пример, определяют характер его действий и мышления. В совершении религиозных дел верующий должен обращаться к тем, кто преуспел в религии больше него: это праведные ученые, сподвижники, и, конечно, наилучший пример для всего человечества - Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Однако цель идущего – не стать выше тех, кому он подражает, а достижение искренности в поклонении Аллаху, стремление к Его довольству. Сравнение с теми, кто лучше, позволяет человеку неустанно двигаться вперед, повышает мотивацию на добрые дела. Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Кибла, к которой Мы обратили тебя, – твоя Кибла и Кибла твоей общины. У каждой общины своя Кибла, куда она обращается во время молитвы в соответствии со своей религией. В этом нет превосходства. Старайтесь обогнать друг друга в добрых делах, и Аллах воздаст вам за это. Где бы вы ни были, Аллах соберёт вас всех в День воскресения. Поистине, Аллах над каждой вещью мощен – над смертью и над воскресением!»

Подобное сравнение – это часть позитивного настроя верующего, его внутренний призыв к трудолюбию, а также радость приближения к Аллаху. Всевышний Аллах говорит о Своих преданных рабах:

«Любимейшим из всего, что  бы (ни дела) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока я не полюблю Его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь),  Я обязательно дарую ему (это), а если он обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его»[1]

2. Сравнение с тем, кто «хуже»

Сравнение своих дел с делами тех, кто менее усерден, губительно для верующего. Потому как это – путь к самодовольству. Самодовольство, гордость, высокомерие – это те черты, которые могут даже самого старательного скинуть в яму гнева Аллаха. Один пример такого унижения нам уже известен…

Из своего «архива» я приведу другой пример, рассказ одного молодого человека о его опыте, которое может послужить назиданием для остальных:

«В годы юности я увлекся чтением религиозных книг. Я был очень впечатлен новыми знаниями и старался, чтобы эти знания проявлялись и в делах. Я молился по ночам, я постился, поминал Аллаха. Вместе с тем, я начал все больше стремиться к одиночеству. Я чувствовал, что чем усердней поклоняюсь, тем больше отдаляюсь от людей сердцем. Я мог плача раскаиваться в грехах, и искренне стремиться к Аллаху. Но мои отношения с людьми были холодными, равнодушными. Я удивлялся, как такое может быть? Ведь Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был очень набожным, искренним, но он все же был близок людям, милосерден к ним. Когда я спрашивал себя, почему я не люблю людей, я слышал отговорки, что они не так верны Аллаху, что они не стремятся к благочестию. Но эти отговорки не устраивали меня. Я знал, что что-то делаю неправильно, но не мог понять что именно. Потому что в делах я был усердным и благочестивым, но в сердце было раздражение и холод к людям. Мой период религиозности каждый раз заканчивался большим грехом, который я совершал после долгого поклонения. Затем я каялся и снова шел по тому же кругу. Я никогда не рассказывал о тех делах, которые я совершаю ради Аллаха, как я молюсь, как я пощусь и т.д. Это давало мне уверенность, что я не делаю это для показухи.

По милости Аллаха я осознал свою ошибку. Я понял, что был болен «тайным высокомерием». Втайне от всех, в глубине своей души я гордился перед другими своими делами, сравнивал себя с ними и, конечно, по сравнению с их бездельем и равнодушием к религии, мои дела были гораздо лучше. Это было причиной моего холода и раздражения в отношениях с людьми. Я считал их недостойными общения с собой, потому что они меня «не понимали», были не так набожны как я. СубхьанаЛлах1!  Я понял, почему не мог устоять перед искушениями и совершал грехи. Потому что тайно я понимал, что если преодолею это искушение, то стану еще более высокомерным и по мудрости Аллаха я снова скатывался в бездну нечестия, которое тут же освобождало меня от ощущения превосходства над остальными людьми. Да простит нас Аллах! С тех пор я покаялся и больше никогда не сравнивал себя в религии с теми, кто «хуже» меня»

Сравнение себя с менее набожными помимо высокомерия и самодовольства приводит человека к  греху осуждения, упреков в адрес остальных, хотя ему неизвестно ни свое, ни их положение перед Аллахом. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто пристыдит своего брата за совершенный им грех, не умрет, пока не совершит его сам»[2]

Также в хадисе Кудси Всевышний говорит:

«О сын Адама! Увеличивайте багаж, поистине, путь далекий, почаще бодрствуйте по ночам, занимаясь богослужением, поистине, море глубокое[3], выполняйте деяния [в совершенстве], поистине, сират[4] – тонок, проявляйте искренность в деяниях, поистине, Воздающий за них – Всевидящ. Твое удовольствие – в Раю, а отдых – в загробной жизни, и там у тебя будут гурии. Повинуйся Мне – Я помогу тебе, приближайся ко Мне презрением к мирскому и любовью к праведным людям. Поистине, Аллах не сделает тщетным вознаграждение благочестивых людей».

Сравнение с более успешными в делах религии укрепляет наши стопы на пути благих деяний и совершенствования веры. Сравнение с теми, кто «отстает», тормозит наше собственное развитие и побуждает к высокомерию. А высокомерие  - это огонь, сжигающий наши добрые дела. Поэтому сравнение, хоть и кажется, маловажным аспектом внутреннего мира верующего, однако играет значимую роль. Вывод следующий: в набожности мы должны равняться на тех, кто преуспел в этом больше нас. Для тех, кто еще не осознал ответственность перед Аллахом, мы должны стать добрыми помощниками и наставниками, призывая их к благочестию. Как и сказано об этом в Коране:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран; 5;2)

 

 


[1] Бухари, Байхаки

[2] Ат-Тирмизи

[3] В другом издании написано: “Обновляйте корабль, поистине, море глубокое”.

[4] Сират – мост, перекинутый через Ад.

Социальные комментарии Cackle