• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Самонадеянность

Время чтения: 8 мин
9269

 

Известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, назвал стремление к совершенствованию веры и нрава большим джихадом. Достижение этих целей происходит через преодоление одного из главных врагов человека – его нафса, темной стороны души. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, верующий тащит своего шайтана за хохол так же, как любой из вас тащит своего верблюда в пути»[1].

Победа над своим нафсом и влиянием шайтана знаменуется именно этим качеством – человек управляет ими. Но Аллах – Свидетель, как много физических усилий и ума нужно, чтобы покорить свое внутреннее «животное». Потому что уловки его не так просты, и иногда человек, уверенный, что добился успеха, обнаруживает, что это только иллюзия победы, которой прикрыто его поражение.

Ссылаясь на опыт тех, кто шел по пути совершенствования и стремился к непорочности сердца, мы обсудим одну из хитростей нафса, которой является самонадеянность…

         Когда молот восстает против кузнеца

Самонадеянность – это состояние, при котором человек рассчитывает на успех благодаря своим силам, духовным или физическим, способностям и делам. В общем, он питает надежду на спасение, исходя из того, что какую-то часть себя считает достаточно хорошей, чтобы спасение было ему даровано. Человек будто говорит: «У меня есть то, что можно справедливо обменять на рай (на спасение от огня, наказания в могиле, в земной жизни)». При этом это может быть предположение, основанное на каком-либо знании. Например, хадис «В раю будет каждый мягкий, близкий и снисходительный». Цепочка действий: человек признает в себе эти качества, становится довольным ими, перестает заботиться о своих грехах или недостатках (которые действительно могут перечеркнуть эти его качества). В конце концов у него сформировывается уверенность, что он заслуживает рай. Он может не говорить об этом, но налет этих мыслей способен очернить перед Аллахом любое его дело. Потому что Аллах принимает дела искренние и правильные. И не может считаться искренним дело, совершенное с самолюбованием. В чем его ошибка? В том, что он полагается на себя. В то время как верующий, совершая богоугодные дела, в принятии и одобрении Всевышним, надеется на своего Господа. Он находится между радостью, что у него получилось это совершить, и страхом, что дело может быть не принято. В этом – упование на Аллаха. И Аллах любит уповающих.

Показателен рассказ о монахе. Аллах поселил его на необитаемом острове, поил и кормил сотни лет. Этот человек был один, и никто не мог ему помешать. Так, он все свое время посвящал поклонению. В Судный день Аллах позовет его к себе и скажет монаху: «Войди в рай по милости Моей». Монах скажет: «О, Господь! Заведи меня в рай по делам моим». Тогда Аллах прикажет взять его глаз и поставить на одну чашу весов. На другую – сотни лет поклонения монаха. Окажется, что чаша его весов намного легче глаза!

Всевышний скажет ему: «Я по милости Своей поселил тебя на необитаемом острове, чтобы тебя не постигли фитны. Я по милости Своей кормил тебя лучшим мясом. Я по милости Своей кормил тебя лучшими фруктами. Я по милости Своей поил тебя из чистейших ручьев, так что по делам своим заходи в огонь!»

И человек воззовет: «Нет, о Аллах! По милости Твоей заведи меня в рай».

Благие дела одобряемы. Но они должны сопровождаться соответствующим пониманием. Представьте себе подарок, завернутый в вонючую и грязную тряпку… Вызвал бы он у вас радость? Поэтому «упаковывайте» дела для Всевышнего в смирение и надежду, что они будут приняты. Одна усердная сестра как-то рассказала о причинах своих регулярно повторяющихся «духовных упадков»:

«Я несколько раз делала тавба и становилась на правильный путь. Я вела себя как чистоплотный ученик, который из-за одной ошибки может вырвать листок и снова усердно и начисто переписывать, доводя вид до идеала. Так же и я, сделаю тавба, начинаю новую жизнь, но – осечка, ошибка и снова бросаюсь в самобичевание, плачу, срываюсь. А затем снова на истинный путь. Так продолжалось достаточно долго, пока я не поняла, что этот адов круг повторяется слишком часто, и я начала думать, что что-то делаю не так.

Через некоторое время Всевышний дал мне милость понять, что моя ошибка была в том, что я надеялась только на свои силы и мало взывала к Аллаху. По делам я была на пути Аллаха. Но сердце было окутано смрадом моего тщеславия и самодовольства, которое в конечном счете и разваливало башни моих благих дел».

С одной стороны, подобное проявление ответственности за свою душу перед Всевышним радует и позволяет надеяться на высокое вознаграждение от Аллаха. А с другой стороны,открывает ворота сатане, предоставляя «руль» таким качествам и грехам, как высокомерие, надежда на свои силы и на свою душу. В то время как важная часть укрепления веры – это надежда, упование на Аллаха. Ведь и силы, и ум, и успех в любом деле, в том числе и в деле джихада против нафса, дарует только Аллах.

         Вакцина

Самонадеянный человек вместо Аллаха тайно (от себя) уповает на свои дела. Он возносится перед собой и считает, что Всевышний обязан вознаградить. Возможно, Аллах и вознаградит его за все его добро уже в этом мире… Чтобы в Судный день ему нечем было защититься от ада. Всевышний Аллах говорит: «О, сын Адама! Если ты совершил грех, не смотри на его малость, однако смотри на то, Кого ты ослушался; если тебе дан удел в малом количестве, то не смотри на его малость, а смотри на то, Кто его дал тебе; не презирай малый грех, ведь ты не знаешь, каким грехом ты ослушался Его, не будь уверен, что находишься вне опасности от Моего макру (предопределения), поистине, оно более неведомо для тебя, нежели ползание муравья по гладкому камню темной ночью».

В свете этой темы становится близкой мольба пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с которой он обращался к Аллаху:

«О, Господь! Прошу Твоей милости, не вверяй же меня душе моей ни на мгновенье и сделай так, чтобы я ни в чем не отступал от блага. Воистину, нет божества кроме Тебя»[2].

Если даже самый лучший из людей просил не вверять его своей душе (несмотря на все ее достоинства, мудрость и богатство), то насколько надежными могут быть наши сердца и совершенные посредством их дела, на которые мы полагаемся?

Всевышний Аллах говорит:

«Если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, ни один из вас никогда бы не очистился, но Аллах очищает кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий».

Вакцина против самонадеянности – это смирение. Пора нам смириться с величием и могуществом Аллаха, с Его абсолютной властью, с тем, что всякое дело происходит по Его воле. Пора нам смириться с собственным несовершенством, которое скрывается под лучшими делами. Пора каждому искренне признать: «Аллах – мой Бог, а я – Его раб». Если он не хочет стать рабом чего-нибудь или кого-нибудь другого. Смириться перед Аллахом, преклонить колени и сердце перед Ним. Воистину, Милость Аллаха велика.

Страшно, непривычно предаваться полностью неизвестному, подобно Икару, взлетать к небесам, несмотря на опасность разбиться. Но Аллах не обманывает Своих рабов – Он поддерживает их и в мирской, и в вечной жизни. Как сказал имам Бакир, да будет доволен им Аллах: «Тот, кто уповает на Аллаха, никогда не будет побежденным, тот, кто крепко держится за Аллаха, никогда не потерпит поражения». А Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нам достаточно Аллаха, лучшего из тех, на кого уповают». Так не пора ли нам «рискнуть» и с душой нараспашку отправиться в путь навстречу Аллаху, поминая Его, уповая на Него и надеясь на Его милость и щедрость? Воистину, «тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его как покровителя»[3].



[1]Хадис передал имам Ахмад.

[2] Абу Дауд, Ахмад.

[3] Коран, 65:3.

Социальные комментарии Cackle