• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хитрости нафса. Религиозность как вызов

Время чтения: 6 мин
4231

Об обманчивости результатов деяний

«Религия – это искренность», - сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Искренность – важное условие принятия дел Всевышним. В ином случае его дела могут стать причиной его гибели, даже если они благие. Например, если они совершены напоказ или ради довольства кого-либо кроме Аллаха. Путь набожности – это дорога сознательности, душевной чистоты и непорочного сердца. Как сказано, в Судный день спасутся от наказания те, кто предстанет с непорочным сердцем. Акцент на внутренние мотивы деяний – это преграда, которая не позволит человеку обольститься своими делами.

Но! Стремящемуся к благу стоит задуматься не только о каждом своем деянии отдельно (искренне оно или не искренне), но и о причине выбора пути Ислама: задать себе вопросы, что заставило его встать на него, с чего началось и под каким мотивом продолжается его шествие по дорогам этой религии. Почему так важен подобный самоотчет? Потому что из Сунны нам поведаны истории людей, всю жизнь шедших по пути блага, которое выглядит самым достойным в глазах окружающих и по мнению самого свершавшего, но все же они окажутся в числе обитателей Ада.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что есть люди, которые читают Коран, и Коран их проклинает. В хадисе также сказано, что из первых людей, которых призовут к расчету в Судный день, будет шахид. Ему перечислят все блага Аллаха, которые ему были даны. Он признает их все. Тогда Аллах спросит его о том, что он с ними сделал. Человек ответит: «Я пошел на джихад ради Тебя и был убит». Всевышний скажет: «Ты лжешь, ты участвовал в войне, чтобы тебя называли героем, и это сказали». Затем распорядятся по его поводу, поволокут его лицом по земле, и бросят в Ад. Следующим будет ученый. Его позовут таким же образом и, напомнив о тех благах, которые ему были даны в этой жизни, спросят, что он делал взамен за эти блага. Он ответит, что набирался знаний и обучал людей ради Аллаха, и ради Аллаха читал Коран. Аллах скажет: «Ты лжешь. Ты набирался этих знаний, чтобы тебя называли учёным, и читал Коран, чтобы тебя называли кари, и это сказали». Затем по поводу него распорядятся, поволокут его лицом по земле, и бросят в Ад. Позовут одного богатого человека, которому Аллах Та’аля дал изобилие и наделил всякого рода богатством. Его также позовут, напомнят о данных ему благах и, получив признание, спросят: «Что ты сделал с этими благами?» Он ответит: «Я не пропустил ни одного случая, что бы ни потратить деньги, зная, что из-за этого Ты можешь стать доволен». Аллах скажет: «Ты лжешь. Ты тратил деньги для того, чтобы тебя называли щедрым, и это сказали». И его так же по приказу поволокут лицом по земле и бросят в геенну…

Отцы и дети, или сценарий и антисценарий

Говорят, яблоко недалеко падает от яблони. Но бывает и так, что под яблоней видишь грушу… Такое же впечатление производят молодые люди-сунниты, которые старательны в делах религии, несмотря на то, что их отцы имели далеко не самую лучшую репутацию. В чем парадокс?

В психологии (точнее, в транзактном анализе) есть такие понятия, как сценарий и антисценарий. Сценарий – это психологический план жизни, который родители прививают ребенку. Он состоит из разных высказываний родителей, из их поступков, оценок, ценностей, представлений о жизни и т.п. Например, родитель никогда не скажет ребенку «Будь плохим!», но если он много раз повторяет ему «Ты – плохой», то ребенок соглашается с этим и может следовать этому маминому приказу всю оставшуюся жизнь, считая себя плохим и действуя соответственно. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о подобных родителях-преступниках в хадисе (смысл которого), что каждый ребенок рождается с искренней верой, и только родители делают его неверующим.

У ингушей есть пословица: «Знание, полученное ребенком в детстве, подобно надписи, выбитой на камне». Послания родителей, их жизнь, протекающая на его глазах – это часть записи. Вскоре ребенок воспроизводит те же ценности, поступки, слова, ошибки уже в своей собственной жизни.

Имеет место быть и «обратный эффект». Когда ребенок строит свою жизнь вопреки установкам, переданным от родителей. В данном случае речь идет об антисценарии – то есть когда человек действует вопреки родительским предписаниям и запретам, делает все наоборот. Например, ему твердили, что он плохой, а он всю жизнь старается доказать им обратное. Или в семье под запретом был алкоголь и опьяняющие вещества, но человек становится алкоголиком или наркоманом «вопреки», «назло» неугодным родителям, как бы бросая им вызов. Этот процесс не осознается человеком, но он находится под влиянием этих мотивов. В этом – его нафс.

В данном случае речь идет о предостережении верующим братьям и сестрам, которые свою религиозность используют как часть антисценария. Например, родители придерживаются так называемого умеренного или традиционного Ислама, а их дитя выбирает экстремистский, ваххабитский путь.

Религия – это выбор истины. Но если ее используют под знаменами мирских обид человека, его желания мести родителям, обществу, то она может стать причиной его наказания. Религией нельзя манипулировать как вызовом против общественности, против своей семьи, которая не разделяет таких же убеждений. Это те случаи, когда религиозность строится на фундаменте разрушенных отношений, чтобы при помощи нее продемонстрировать еще большее расхождение.

Примером противостояния может служить диалог героев из произведения «Дневник памяти»:

- Я думал о том, почему нам не следует жениться…

- Ну и почему же?

- Я долго не мог найти причину. Но потом вдруг увидел ее – твои родители.

- Родители?!

- Беда в том, что они меня обожают. В их глазах я – идеальный муж для любимой дочери. Я богат, я южанин, у меня приличная работа. Я прекрасный танцор, да и вообще, я умный парень. Я безупречен. Не придерешься.

- Так в чем же проблема?

- В том, что если ты выйдешь за меня, это будет поражением в твоей главной войне жизни – борьбе против воли родителей.

Вопросы самоотчета

Хотя у Ислама и много врагов, все же выбирать его нужно не в качестве повода противостояния им, а в качестве истинного руководства от Всевышнего Аллаха. Ислам нужно выбирать ради достижения довольства Аллаха как единственно верный способ познать истину и служить ей.

Чтобы проверить искренность намерений, можно вспомнить, что побудило человека следовать ему: злость на семью, поиск истины, достижение мирского? Не менялось ли намерение в лучшую или худшую сторону? Нужно удостовериться, ведет ли человек себя одинаково набожно в одиночестве и при людях? И даже находясь в одиночестве, думает ли он только о себе и Аллахе, Которому поклоняется или в мыслях он воображает еще кого-либо из творений, который мог бы видеть его и восхищаться им. Будьте дотошным исследователем своей души, пока она не поволокла вас лицом вниз по дунье и ахирату. К тому же Ислам обязывает к доброму обращению с родителями, даже если они в данный момент не на пути истины. Мы должны говорить с ними мягко и призывать их мудро. Если ваша религиозность сочетается с любовью к ним, почтительным обращением, значит, речь не о вас. А Аллах знает лучше.

Размышляйте над мотивами своих поступков и исправляйтесь. Даже если на вышеуказанные вопросы вы получите ответы, соответствующие искреннему намерению, не стоит расслабляться. Возможно, обман вашего нафса состоит в чем-то другом. Но об этом уже иншаАллах в следующей статье.

 

Социальные комментарии Cackle