Хадж и его отличия от паломничества и экскурсий
Всевышний Аллах вменил в обязанность совершение Хаджа ниспосланием Аята: «…Паломничество к Дому (Священной Каабе) – долг для людей перед Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует (неверующий или недобросовестный верующий, имеющий возможность совершения и откладывающий), то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров». (Коран, 3:97) Всевышний Самодостаточен, независим от поклонения [не нуждается в нем - прим. Islam-today], однако поклонение Ему – потребность Его рабов и их обязанность. Так, совершение Хаджа является одним из столпов исламской религии, на которых основывается вера человека. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельство, что нет Бога кроме Аллаха и что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – Его раб и посланник; пятикратное совершение молитвы (намаз), пост в месяце Рамадан; закят и совершение Хаджа» (Бухари).
Корни паломничества
Значение слова «паломничество», которым по незнанию сегодня называют и совершение Хаджа, тесно связано с историей его возникновения. Слово «паломничество» образовано от слова «пальма» (лат. palma – «пальма»). Потому что первые паломники, христиане, отправлявшиеся в Святую Землю для поклонения святыням, брали с собой ветку пальмы. Со временем термин распространился, и им стали называть путешествия и к другим святыням. Паломничество практиковалось и в христианстве, и в иудаизме, и во многих других учениях. С древнейших времен существовало множество «святых мест», в чьи чудодейственные свойства верили целые народы и шли туда с целью поклонения, молитвы, жертвоприношения и чьей благодатью они хотели «заразиться». Это и храм Аполлона в Дельфах, и храм Осириса в Абидосе, и храм Амона в египетских Фивах.
Даже здесь Ислам показывает свою уникальность тем, что в нем нет паломничества в том смысле, в каком оно понимается большинством людей. Если паломничество для верующих иных конфессий – это добровольный акт, то для мусульман это обязанность. Различия между паломничеством и совершением Хаджа более наглядно выражены в следующей таблице:
|
Паломничество |
Хадж |
Термин |
С лат. “palma” – пальма. Первые паломники-христиане клали пальмовые ветви к «святым» местам |
С араб. яз. - «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление» |
Время совершения |
Не определено |
первые 10 дней месяца Зуль-Хиджжа |
Значение |
Добровольная инициатива |
Обязателен! Хотя бы раз в жизни (для тех, кто имеет возможность) |
Совершается с… |
|
|
Туризм и путешествия
Туризм определяют как временные выезды (по-другому, путешествия) в другую страну или местность, на срок от суток до полугода, с не менее одной ночевкой в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познвательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью.
Из определения мы видим, что цель, с которой совершается хадж, и цель, с которой совершают туристические поездки, совершенно различны.
Хадж совершается с определенным намерением, связанным со стремлением достичь довольства Всевышнего и иных благ, выполнив перед Ним свой долг. Даже сам термин, как мы указали выше, переводится как «стремление». Главная цель Хаджа – духовная, религиозная, достигаемая посредством определенной деятельности (совершением предписанных обрядов и молитв).
Совершение Хаджа неслучайно считается одной из форм борьбы за веру. Потому что добросовестное его выполнение требует от человека приложения больших усилий, как физических, так и духовных. Человек едет путешествовать, чтобы отдохнуть и «развеяться». Мусульманин едет совершить Хадж, чтобы трудиться на пути Всевышнего, и меньше всего он должен думать там о своем комфорте и расслаблении. В ином случае, он просто перепутал страну и место.
Как намаз не является гимнастикой тела, как пост не является просто диетой, так и Хадж не есть экскурсионный поход или путешествие. Кто этого не осознал, допустил большой огрех в выполнении этих обязательств.