По ступенькам Рая
Божественная книга
Коран – последнее божественное послание, переданное последнему Пророку – Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в виде откровений. Превосходство этой книги, как передается в хадисе от Абу Саида, да будет доволен им Аллах, подобно превосходству Самого Всевышнего над всеми Его творениями.
Аят за аятом, Коран ниспосылался в течение 23 лет. А первым аятом, с которого началось ниспослание Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был (толкование): «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал»[1] Действительно, один из смыслов слова Коран (Qur’an) - это «чтение».
Первое значение – «чтение»
Мы знаем, что в будущем количество наших дел определит наше положение перед Всевышним и место обитания в вечности. Чтение Корана – одно из дел, которое не тягостно в выполнении и в то же время несет большую пользу свершающему его. Каждая прочитанная буква Корана записывается как одно доброе дело. Представьте, сколько «добрых дел» может содержаться в нескольких страницах, которые можно прочитывать каждый день. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за доброе дело воздается десятикратно, и я не говорю, что «Алиф», «Лям», «Мим» - это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква»[2]
Мы знаем, как много усилий нужно приложить, чтобы обрести высокую степень перед Всевышним, стать лучшим из Его рабов. Чтение Корана – это дело, посредством которого человек может приблизиться ко Всевышнему и добиться Его довольства. В хадисе от Усмана передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший из вас – тот, кто изучает Коран и обучает ему других». А также хадис от Анаса: «Люди Корана – близкие к Аллаху».
Мы также знаем, как неуловимо лицемерие наших душ, которое может опорочить даже самые добрые дела. Оно незаметней топота ножек черного муравья, ползущего ночью по темному камню. И сколь много сознательности, разума нужно человеку, чтобы успешно преодолевать преграды нафса. Красноречивый пример, относящийся к этому, пример Абу Язида (аль-Бистами), да будет доволен им Аллах, который рассказал: «Двенадцать лет я был кузнецом своего нафса, затем на пять лет я стал зеркалом моего сердца, затем целый год я смотрел на то, что лежит между ними, и увидел вокруг себя видимый пояс (куфра). Я пытался разрезать его на протяжении двенадцати лет, затем снова осмотрелся и увидел вокруг себя невидимый пояс. Я пять лет работал, чтобы разрезать его, стремился понять, как его разрезать. Затем мне это открылось, и я посмотрел на творения и увидел, что все они метрвы. И я прочитал над ними погребальную молитву». В царстве мира, зовущего к разврату, допускающему безнравственность – как средство выживания и считающему свободой – вседозволенность, на воспитание нафса уходит еще больше сил и времени. Пример же Абу Язида аль-Бистами показывает как долго и усердно можно вести этот джихад, пока не обретешь победу.
Чтение Корана помогает ослабить узды нафса, очищает сердце от лицемерия и связанных с ним пороков сердца. В хадисе от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается: «Сердца ржавеют, как железо в воде. Чтение же Корана может очистить ваше сердце (от нее)»
Мы знаем пагубность зависти, но даже она считается разрешенной, если человек испытывает ее к хафизу. «Зависть запрещена, кроме как к тому, кому Аллах дал знание Корана»[3] Или как в другой версии Бухари (5025) и Муслим (815): «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем»
По ступенькам Рая
Каждый заученный аят Корана приносит благо не только в этом мире, но и в мире будущем. В жизни вечной положение человека будет улучшаться согласно количеству аятов, которые он знает. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день скажут знающему Коран наизусть: «Читай, как ты читал в жизни, и поднимайся по уровням Рая, поистине, твой уровень на том аяте, на котором ты остановишься»[4]. Есть расхождения в мнениях относительно того, сколько аятов содержит Коран. При определении этого количества опираются на мнения различных семи школ: Аль-Маданий аль-Авваль, аль-Маданий аль-Ахир, аль-Маккий, аль-Басрий, ад-Димашкий, аль-Химси, аль-Куфий.
- Передатчики Куфы передавали от передатчиков Медины, что количество аятов достигает 6217.
- Передатчики Басры определяют количество аятов как равное 6214.
- Аль-Маданий аль-Ахир – количество аятов 6214
- Аль-Маккий – количество аятов равно 6210
- Аль-Басрий – 6204 аята
- Ад-Димашкий – 6227 аятов
- Аль-Химсий – 6232 аята
Чтец и передатчик Хафс, да будет доволен им Аллах, придерживался мнения, что Коран содержит 6236 аятов.
Ученые сошлись на том, что количество аятов больше шести тысяч. Также они считают, что уровней в Рае будет столько же, сколько аятов в Коране. И согласно хадисам, расстояние от одного уровня до другого – как между небом и землей. И чем выше уровень Рая, тем он краше.
Так что аяты, которые мы упустили в своем сердце – это не просто пробел, в будущем это – потерянный Рай.
Второе значение – «назидание»
Затронутый вопрос о Коране как заступнике человека в Судный день, не был бы полным, если бы мы не рассмотрели такой аспект, как необходимость не только читать и слушать, но также и следовать его повелениям. Выше мы сказали, что одно из значений слова «Коран» - это «чтение». Но это слово имеет и другое значение – «назидание». Коран (а также Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) – руководство к эксплуатации мирской жизни для мусульман. Тот, кто не поступает таким образом – рискует сломать свою жизнь, потерять ее в бесполезных и вредных для него делах.
Некоторые, ограничиваясь красивым чтением, пренебрегают заповедями Всевышнего, ниспосланными в нем. Ибн аль Араби (арабский историк, кади, хафиз и факих) говорил о таких людях: «Однако такое чтение превратилось в ремесло, над которым трепещут, за которое они борются, на которое они тратят целую жизнь, хотя нет в этом никакой необходимости. Такие люди читают Коран, словно поднимают бокал, чтобы произнести тост, и разрушают весь его смысл, словно разбивая этот бокал после тоста! Порой, они умирают, так ничего и не усвоив из его смысла!»
Поучителен пример, приведенный Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Верующий, который читает Коран, похож на фрукт с прекрасным запахом и отменным вкусом. Верующий, не читающий Коран, похож на полезный, но не имеющий запаха, фрукт. Человек, находящийся в заблуждении, но читающий Коран (не следуя ему), сравним с горьким плодом, имеющим неплохой запах. Не читающий Коран и впавший в заблуждение человек похож на плод без запаха, но очень горький на вкус».
Судный день – один на всех, смерть – гостья каждого, однако пути людей – различны. В то время как одни карабкаются по ступеням мирского благополучия, кто-то уткнулся в книгу Аллаха и впитывает его. Покинув это занятие, он реализует заученные аяты в практике своей жизни. И пусть сегодня на них смотрят свысока. Завтра, в великий день, эти рабы Аллаха будут возвышаться по ступеням Рая, тогда как сегодня смеющимся над ними, не дадут даже почувствовать благословенного запаха. «Воистину, преуспели верующие….»
[1] Коран (96; 1-5)
[2] Ат-Тирмизи, 2910
[3] Хадис от Ибн Умара
[4] Абу Дауд, Тирмизи