• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Духовный интеллект верующего. Часть II

Время чтения: 4 мин
3514

Особенностью духовного интеллекта является наличие некоей сверхзадачи, духовной «сверхцели», воплощая которую, человек развивает этот вид интеллекта. Примером таких людей могут служить пророки, посланники, их сподвижники, а также их самые лучшие последователи. Для них тем, что называется «духовной сверзадачей», было стремление к райской жизни в будущем мире, вдохновлявшее их на самопожертвование, подвиги, героические поступки. Их жизнь сопровождалась верностью данному обету, следованием пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и послушанием слову Аллаха.

Духовный интеллект – это не столько нравственные ресурсы человека, сколько способность грамотно ими «оперировать». Когда нужно сказать благое слово, а когда промолчать; когда помолиться, почитать Коран, а когда – соблюсти права твоих родных, гостей или детей на общение и проведение времени с тобой; как различить тонкую грань между щедростью и расточительством; как не пренебречь своей «долей в мирском», оставаясь при этом аскетом; как соблюсти баланс между делами мира этого и мира вечного и многие-многие другие вопросы, появляющиеся перед стремящимся к благу. Иными словами, это умение правильно выстраивать приоритеты в жизни и мудро следовать пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

История сподвижника

Мне хочется упомянуть историю одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которого звали Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми, да будет доволен им Аллах. Этот случай произошел в 19 г.х. во время правления Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Абдулла ибн Хузафа, да будет доволен им Аллах, был в числе армии мусульман, выступивших в походе против византийцев. Когда византийский император услышал о доблести, непреклонной вере и их самоотверженности на пути Аллаха, то приказал привести к нему в случае пленения одного из мусульман. Этим пленником оказался Абдулла ибн Хузафа, да будет доволен им Аллах. Когда Абдуллу привели, император сначала долго разглядывал его, а потом предложил принять христианство в обмен на свободу. Абдулла отказался. Император предложил оказание почестей, высокую должность, богатство. Но Абдулла был непреклонен, сказав лишь, что даже на все богатство и византийцев, и арабов он не променял бы маленькую толику своей религии. Император пригрозил смертью, но увидев, что и смерть не пугает пленника, приказал привязать его к кресту и пускать стрелы рядом с ногами и руками. Абдулла снова отказался!

Тогда император приказал снять его с креста и привести двух других пленных мусульман и сосуд с кипящим маслом. Он предназначался для этих мусульман – слуги императора по его приказу бросили их в масло, и тела их тут же сгорели в нем. Император снова обратился с призывом к Абдулле, но решимость Абдуллы только возросла после увиденного. Потеряв надежду, он приказал бросить и самого сподвижника в тот же котел. Но когда его подвели к котлу, Абдулла заплакал. Решив, что он плачет от страха, император вновь призвал его к христианству. Но встретив повторный отказ, спросил, что же тогда заставляет его плакать?

Абдулла ответил:

«Меня до слез расстроило то, что я подумал про себя: сейчас тебя бросят в этот котел, и ты отдашь душу Аллаху. Мне очень хотелось бы, чтобы у меня было столько душ, сколько волос на теле, и чтобы все они были брошены в котел во имя Аллаха».

Тогда тиран предложил поцеловать его в голову в обмен на свободу Абдуллы и других пленных мусульман. Как поступил сподвижник?

Абдулла сказал:

«Я подумал про себя: если я поцелую в голову одного из врагов Аллаха, а он освободит за это меня и всех других пленных мусульман, то для меня не будет в этом греха»

Тогда Абдулла склонился и поцеловал голову императора. А тот, в свою очередь, выполнил обещание, отпустив мусульман на волю.

Когда эти мусульмане вернулись к своим, Абдулла ибн Хузафа, да будет доволен им Аллах, рассказал о случившемся Умару. Халиф был восхищен мужеством и верностью Абдуллы и сказал: «Каждый мусульманин должен поцеловать голову Абдуллы ибн Хузафы. И я – первый, кто это сделает». Так он и поступил.

История этого сподвижника, да будет доволен им Аллах, демонстрирует проявление глубокой веры, которая не сокрушилась перед опасностью мучений, перед ужасом увиденного, перед возможностью смерти. Вера, самоотверженность, а также умение сделать правильный выбор в неоднозначных ситуациях – это черты, присущие людям с развитым духовным интеллектом.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди1»

Духовный интеллект – это зоркое сердце, умеющее отличить важное от второстепенного, ложное от истинного, прекрасное от безобразного. Как писал Уильям Блейк в «Прорицаниях невинного»:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Видя прекрасное, вспоминать красоту Всевышнего; будучи счастливым, помнить о милости Аллаха; будучи лишенным, быть благодарным за то, что еще есть; будучи здоровым, посвящать время дополнительному поклонению; будучи бедным, делиться малым с другими нуждающимися; пребывая в земном мире, жить ради будущей жизни. Наверно, духовный интеллект, как и то благо, к которому он ведет, это то, о чем писала Хелен Келлер: «Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя даже прикоснуться. Их нужно чувствовать…»

 

Социальные комментарии Cackle