• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

От смрада средневековой Европы к зарастающим мусором странам современного Востока

Время чтения: 5 мин
6195

Античный мир – средоточие многобожия и почитания кумиров. Однако при всем при этом гигиена в античном мире была возведена в ранг полезного удовольствия. Вспомним хотя бы римские бани-термы – именно на их почве возникли знаменитые турецкие бани. В Риме насчитывалось более тысячи терм. Однако Рим стал христианским. И что же первым делом сделали христиане? Они закрыли все бани.

Христиан понять можно, священники убедили их в том, что нагота – грех, что культ обнаженного тела – отрыжка языческого прошлого,  и, наконец, чистота тела искателю духовности не нужна, ведь у него высокая мечта, и он занят служением Всевышнему, так что некогда заниматься гигиеной бренного тела. И это не злая ирония или уж тем более – не шутка. В действительности Средневековье было темным и грязным временем для Европы. Уход за телом рассматривался как грех, и христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье, никогда не мыться. Они полагали, что только так можно было достичь духовного очищения. Особенно если учесть, что мытье смывало с христианина святую воду, в которую его окунали при крещении. В этом свете неудивительно, что люди не мылись в течение всей жизни и не имели представления об очистительных свойствах воды.

По большому счету с приходом христианства у европейцев на полторы тысячи лет отшибло память об античных туалетах со смывом. Они стали пользоваться ночными горшками. Забыв об античном культе чистоты и гигиенических благах люди стали справлять нужду как животные - где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Христианский культ отвержения всего мирского, в том числе и телестного, зашел так далеко, что тотальная антисанитария поразила все слои средневекового европейского общества. Грязное тело, смрад и вшивость считались несомненными признаками… святости! Например, вшей называли «жемчужины божьи». Чистота вызывала отвращение. «Святые» (точнее - святоши) гордились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Монахи и монашки активно проповедовали среди остальных христиан то, как следует служить Господу. Они учили, что тотальное отвращение к гигиене и чистоте тела и одежды было составной частью такого служения.  Примеру монахов успешно следовали царствующие особы. Например, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) не стеснялась заявлять, что за всю свою жизнь она мылась лишь два раза – при рождении и в день свадьбы. Знатный аристократ герцог Норфолк был настолько увлечен религией, что отказывался мыться вообще, мол, это противоречит учению церкви. В результате «голубая кровь» герцога не вынесла гнета многолетних слоев грязи, и тело Норфолка покрылось гноящимися язвами.

Наконец, блистательная Франция. Какой она была в эпоху Средневековья? А вот какой: их величество король Франции «смердил ако дикий зверь». Об этом из Парижа в Москву писали российские послы. Причина ужасного запаха, исходящего от августейших особ, проста. Например, король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни. Причем на водных процедурах настояли врачи. Однако мытье ввергло монарха в ужас, и он поклялся никогда больше не принимать ванну.

Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Выгребные ямы во дворцах отнюдь не были выгребными, и когда они наполнялись… челядь переезжала в новый дворец. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. Однажды сам французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна. После этого жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Поберегись!» Кстати, по этой же причине люди носили широкополые шляпы – как прикрытие от неожиданного вонючего подарка «свыше».

Если на мусульманском Востоке парфюмерия появилась как способ следования Сунне Пророка Мухаммада (ﷺ), т.е. фактически, для улучшения быта, то на Западе она служила для того, чтобы заглушать отвратительный смрад, исходящий от немытых тел. Правда, духами на Западе пользовались лишь представители знати, причем их обязывали пользоваться парфюмом. Например, можно вспомнить о приказе Людовика XIV, в котором монарх повелевал не жалеть крепких духов при посещении дворца, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Удивительное заключается в том, что со временем гигиена и культ чистоты вернулись в европейское общество. Но чему обязана Европа своим возвращением к чистоте и порядку? Возможно, не последнюю роль сыграли Крестовые походы, когда заросшие грязью зловонные воины и рыцари, заполонившие Ближний Восток, своими глазами увидели преимущества чистоты и соблюдения правил личной гигиены, которым следовали мусульмане. Кстати, как выглядел благородный европейский рыцарь? А вот как: немытое лицо бойца за освобождение «гроба господня», обезображенное оспой, которой в Европе болели все. Под шлемом, в свалявшихся до состояния войлока волосах дворянина, и в складках его одежды во множестве копошились «божьи жемчужины». Изо рта его смердило так, что современные дамы даже стоять не смогли бы рядом с ним, не то чтобы целоваться, зубы-то в те времена на Западе никто не чистил. А если учесть, что благородство не мешало рыцарю справлять нужду прямо в латы… то можно представить какими «романтичными» могли бы быть свидания с такими покорителями женских сердец. Впрочем, как повели бы себя дамы с такими ухажерами не знаю, ведь женское сердце непредсказуемо, но мусульманские воины извлекли толику пользы от этой нестерпимой вони, исходившей от «христолюбивого» воинства - солдаты Салах-ад-Дина легко находили христианские лагеря именно по запаху...

Крестовые походы продлились не одно десятилетие, так что у европейцев, оказавшихся на Востоке, было время научиться хоть чему-то хорошему и полезному. В результате,  многие из таких рыцарей по возвращении на родину шокировали своих домочадцев тем, что время от времени принимали горячие ванны или даже пытались чистить зубы.

Другой причиной очищения Европы можно считать десакрализацию социальной жизни. Продсто диву даешься насколько идеология, в данном случае – религиозные догмы, могут восстановить человека против естественного хода вещей, например, против соблюдения элементарной гигиены и чистоты одежд. К счастью для европейцев, настали времена, когда  удушающая хватка церковников ослабла или была принудительно ослаблена в ходе Реформации. Немаловажное значение имело влияние культуры мусульманских народов. Западные люди взрослели, обретали независимое сознание и естественным образом устремились к свободомыслию и незавимости. С обретением здравого смысла к людям вернулось и заложенное в них Всевышним стремление к чистоте и порядку.

В настоящее время, когда основаная масса бытовых отходов имеет неорганическую природу, а потому не разлагается, уже мусульманским странам есть чему поучиться у Запада в том, что касается сбора и утилизации твердых бытовых отходов. Трудно представить кучи мусора вдоль улиц и дорог европейских городов, тогда как, например, в том же Египте пустыня вдоль дорог давно уже покрыта слоем самого разнообразного мусора. А ведь неумение (или нежелание) мусульман решить «мусорную» проблему абсолютно не соответствует этическим установлениям нашей религии.

 

 

Позиция редакции может не совпать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle