• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Преподавание в медресе по мнению Марджани

Время чтения: 3 мин
5416

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Вполне очевидно, что с течением времени происходят изменения и в условиях жизни, соответственно обновляются и знания, и наука, а также методики обучения. Отметаются старые представления и нарождаются новые. Мир не может оставаться  вечно в неизменном состоянии. Как известно, самой динамично развивающейся сферой является система образования, включая науку и предметы, учебные программы, а также учебники. В данной отрасли все развивается согласно принципу «прежде всего все, что необходимо сейчас и только потом все остальное», а в части содержания учебных программ и учебников существует правило «от простого к более сложному». По поводу этих базовых принципов, как правило, нет разногласий среди педагогов и ученых. Ведь все понимают, что от состояния образования и просвещенности общества зависит будущее нашей веры и здоровья нации, продвижение уммы по путям прогресса. В продвижении по этому пути нельзя слепо полагаться на опыт предшествующих поколений, потому как мир изменяется, на первый план выходят предметы, которые важны и актуальны в настоящее время. Не приемлемо полагаться и на призывы отдельных личностей и группы лиц. Так как каждый считает правым только себя или своего наставника, видит истину в книге, вышедшей из-под собственного пера, или написанной его учителем, искренне убежден, что единственно верный путь это тот, по которому он идет сам или ведет его наставник.

Вполне можно допустить, что вся эта важная работа, которая включает в себя выбор предметов, методов и приемов обучения, а также учебников имеет исключительно важное значения для всего народа и нации. Именно поэтому ею должны заниматься и принимать решения организации и научные общества, которые созданы представителями самой уммы и лицами имеющими большой авторитет среди людей. Именно так обстоит дело во всем цивилизованном мире. Отказ следовать этим правилам привносит разногласия между духовными и национальными лидерами, потому что каждый стремится протолкнуть свои предметы и дисциплины, свою методику и свои учебники вперед, что ведет к раздору и расколу, а затем и к неприкрытой вражде.

В конечном счете, наступает полный упадок и погибель. Тем, кто интересовался историей развития общества, все это хорошо известно, наглядным примером этого могут служить факты, когда мусульманство в той или иной части света приходило в упадок и испытывало ущерб. В исторических хрониках не сохранилось свидетельств о том, какие науки и предметы изучались, по каким методикам велось преподавание во времена Булгарского, Казанского и Сарайского ханств, вероятно, отчасти, это можно объяснить простой причиной, что наши соплеменники издавна пренебрежительно относились к своей истории и исторической науке.  Однако доподлинно известно, что учебный процесс в медресе того времени в данных государствах, которые находились под властью России, строился на основе методик, поступающих через Дагестан.

Преподавание предметов по арабскому языку, мусульманскому праву, этическим нормам Шариата, исламскому вероисповеданию, Корану и Сунне велось по учебникам и книгам, написанным предшествующими поколениями улемов. К примеру, синтаксис (наху) арабского языка изучался по учебнику «Энмузадж», который был написан выдающимся ученым Замахшари, скончавшимся в 537 году по хиджре, а также по книге «Кафия» (исключая шарх и хашия), автором которой является Ибн Хаджиб, умерший в 646 году по хиджре. При изучении фикха использовался учебник «Мухтасар» имама Ахмада ибн Мухаммада аль-Кудури (ум. в 428 году). Вероисповедание учили по книге «Акыда» автором, которой был Абу Джагфар ат-Тахави (ум в 321 году), ахляк изучали по учебнику «Танбихиль-гафилин» известного факиха Абульлейса ас-Самарканди (ум в 373 году). Что интересно, «мантык» (формальная логика) и «калям» вообще не изучались, так как старинные ученые воспринимали их в качестве «омерзительного нововведения»-бид’ата.

(продолжение следует)

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle