• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Курдский фокус казанского кинофестиваля

Время чтения: 4 мин
5302

Предпоследний день фестиваля ознаменовался показом фильмов режиссеров курдского происхождения. Фильмы были презентованы Ираком, но как рассказал один из режиссеров, сами съемки проходили в разных странах. Например, в одном из фильмов зритель может заметить иранские деньги. Не все фильмы были понятны аудитории. К сожалению, сами режиссеры не присутствовали на показе и, поэтому, многих возникших вопросов задать им не удалось.

Так,  в фильме  Сахим Омар Калифа "Страна героев" события происходят в 1988 году. И один из главных персонажей - мальчик лет 10 одет в костюм современного героя комиксов "Спайдермена", или Человека-паука. Показывая детей войны, их жестокость,  не шуточные увлечения и игры, свойственные тому периоду и передающие  атмосферу военных лет и режим Саддам Хусейна, сбивает с толку костюм мальчика. Это несоблюдение хронологии, вызывает лишь  улыбку, мешая зрителю более серьезно воспринимать поднятую режиссером проблему.  Что же касается происходящих в фильме отношений, то так и не понятны остались, почему один брат ненавидит другого и всячески издевается над ним, проявляя особую жестокость. Также образ матери, которая чистит оружие и стреляет в курицу, а потом целится в осла и даже в свою родную сестру, лишает женщину ее женственности. Да, возможно режиссер хотел показать, как война ожесточает нас всех. Но в данном контексте проявление такого рода хладнокровия, осталась не ясной.

Коллега режиссера Мазин Махди Шерабаяни, тоже курд по происхождению, также присутствовал на этом фильме. Он прокомментировал этот фрагмент следующим образом. По словам господина Шерабаяни, курдские женщины действительно прекрасные стрелки. В условиях войны не удивительно, что они тоже взялись за оружие.

Но, как отмечает Шерабаяни, не все женщины такие, и не стоит обобщать в образе одной матери всех курдских женщин.  Воздействие идеологии и войны на умы растущего поколения проявляется не только в отношениях детей между собой. Мультфильмы, которые дети так ждут, прерываются на новости об очередной победе на фронте, а в другое время по всем каналам показывают Саддама. Детская передача начинается со слов "Как сказал наш отец Саддам, детей надо любить..." Для детей это их герой и каждый хочет походить на него. И это прослеживается в диалогах.

"-Теперь я Саддам!, - сестра мальчика обижается и он продолжает. - "Хорошо, и ты тоже Саддам".

В целом фильм можно охарактеризовать как трагикомедию. И, думается, режиссеру удалось достичь своей цели и ясно все показать, несмотря на некоторые исторические казусы.

Другой фильм этого же режиссера - "Багдадский Месси" - который был представлен следом, тоже повествует о военном времени. Однако сюжет очень прост и предсказуем. И это немного портит общее впечатление. Но хотелось бы акцентировать вниманием на некоторых моментах. Например, когда отец с сыном поехали в Багдад чинить телевизор, по дороге они увидели убитого человека. Он лежал один, в крови, никто не подходил к нему. В это время мы не слышим ни звуков выстрелов, взрывов или кричащих людей. Никакой суеты. Кажется, город покинут, город-призрак. Следующим же кадром идет мастерская, которая работает в обычном режиме, кафе, наполненное людьми. Все работает как обычно. Будто и нет никакой войны. Но как только они вышли на улицу, вдруг выстрелы, снова убийство. Казалось, что город живет в двух измерениях. Снаружи - война, изнутри - будничная суета мирного времени.

Трогательны отношения между отцом и сыном. Сильный духом мальчик, не жалуется  отцу, не плачет перед матерью. Его желание быть одним из всех, не быть изгоем - вполне понятно. Он не вызывает ни жалости к себе, ни осуждения. Только потеряв отца он понял, что он куда важнее, чем футбол и псевдо друзья, которые берут его в команду только ради возможности бесплатно смотреть футбольный матч.

Два фильма Сахим Омар Калифа о детях в военное время. Разные истории и разные судьбы. Фильм скорее интересен, например, нам, россиянам тем, что отражает быт и атмосферу своего периода и своего народа.  В плане же содержания и сущности картин, передачи идеи - режиссер смог довести до зрителя свою задумку. Однако нельзя сказать, что в этих картинах можно увидеть что-то новое, он не запоминается среди череды фильмов подобного рода. Поэтому впечатление от этих фильмов остались скорее как  жанра  документально-просветительских фильмов, нежели художественно-постановочных.

Очень загадочным оказался фильм Азада Мохаммади "Закат лежебоки". В фильме мы ни слышим ни одного диалога, ни одного слова. Прекрасные картины, красивая музыка... Фильм повествует об одиноком человеке, его одинокой и покинутой жизни, который влюблен в одинокую замужнюю женщину. Где ее муж, не известно. И эти два человека находят друг друга. Отношения между ними похожи на  любовь. Но любовь ли это? Режиссер не ставит перед собой этот вопрос. Это история влюбленного мужчины, который хотел начать новую жизнь, но не смог. Весь фильм, вся атмосфера, цветовая гамма, мягкое ненавязчивое музыкальное сопровождение, ощущение пустоты в этом мире, пустоты в душе и снаружи - все это чувствуется в процессе просмотра всего фильма. Ни  действий, ни эмоций, ни слов... Все символично и метафорично.

Несомненным достоинством фильма стали красивые долгие кадры, будто мир застыл и жизнь остановилась, словно момент, запечатлённый на фотографию. Это не простая работа через "картинку"  показать две судьбы, рассказать историю. Но режиссеру удалось это. Среди фильмов подобного направления, думаю, его можно сравнить с фильмами корейского режиссера  Ким Ки Дука. Направление арт-хаус в кинематографе не всем понятно и у него свой узкий круг зрителей. И этот фильм стал экспериментальной и вполне хорошо проделанной работой режиссера в своем жанре.

Алина Хакимзянова

Социальные комментарии Cackle