Общество / Культура

«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

2529

XI Казанский международный фестиваль мусульманского кино поражает участников и зрителей обильной конкурсной и параллельной программами. Несмотря на название, отнюдь не все киноработы режиссеров посвящены религиозной тематике. В целом на фестивале прослеживаются три сюжета – место мусульманской женщины в мире, тема гастарбайтеров и музыки. Отдельного внимания заслуживает короткий метр, отличительной особенностью которого становится умение режиссера за 15–20 минут показать весь драматизм ситуации.

«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

Поистине открытием для орггруппы и для зрителей стала картина из Мексики под названием «ИншаАллах» режиссера Анджелики Романини. Главных героев в фильме всего двое, их диалог сведен до минимума. За несколько минут автор картины успела показать весь человеческий конфликт и духовные поиски Саида (главного героя), мусульманина из Марокко, который борется с одиночеством и изоляцией, находясь в иммиграции и работая в отделе сервисной службы отеля города Мехико. Саид, несмотря на жизнь в другой общество, в другой культуре, не теряет своей духовности и веры во Всевышнего.

Никакая тяжелая работа и косые взгляды коллег не сбивают его с истинного пути, и он идет и читает намаз. 5 раз в день, как завещал Пророк (мир ему). По началу его коллега побаивается работника-мусульманина, но поняв, что Саид не являет собой ничего плохого, женщина дарит ему книгу, которая поможет выучить ему местный язык. Так завязывается их дружба. «ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает».

В свете событий последних лет такой крупный фестиваль не мог не поднять тематику войны в исламских государствах. Садам Нико Вахиди, режиссер короткометражки «Ты не американец», в своей картине рассказывает о войне с талибами. В провинции Кунар (Афганистан) американский военный автомобиль подвергается нападению со стороны талибов и взрывается. Одному из солдат удается остаться в живых, он уходит с поля боя и добирается до большого камня. Появляется 11-летний афганский мальчик, который передает ему свою фляжку с водой. Они заводят разговор. Но снайпер находит их в свой прицел и думает, что его друг попал к талибам.

«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

Тема ислама раскрывается и в документальных полнометражных картинах. Так, в фильме «10949 женщин» Нассимы Гессум (Алжир, Франция) режиссер рассказывает о вкладе мусульманских женщин в свершение революции в Алжире, о борьбе за независимость.

– К сожалению, алжирцы мало знают о том, какое значение сыграли женщины в борьбе за независимость страны. Своим фильмом я хотела рассказать об одной из представительниц «слабого» пола, сыгравшей особую роль в судьбе Алжира.

В Алжире автор фильма встретила Нассиму Хаблал, забытую героиню Алжирской революции. Как бабушка внучке, она рассказывала режиссеру свою историю. Историю женщины на войне, своей борьбы за независимость Алжира. Жизнерадостная, очаровательная и ироничная – такой она предстала перед Нассимой Гессум, этнической алжиркой. На основе воспоминаний героины и была восстановлена часть истории Алжира.

– Расспрашивая ее о прошлом, я смогла увидеть настоящий Алжир.

Это рассказ о женщинах, их взаимоотношениях. Картина пытается ответить на вопросы «Что такое свобода? Какова цена этой свободы?». Работа над фильмом шла около 7 лет и отразила в себе тот факт, что исламская женщина не просто мать, жена и дочь, но и преданная своей Родине, готовая сражаться за нее с оружием в руках. По словам режиссера картины «10949 женщин», она намерено старалась не приводить какие-то исторические факты и пыталась уйти от показа женщин-моджахедов.

– Я не хотела, чтобы исламских женщин воспринимали как военных, опасных людей с оружием в руках. Я только хотела показать значимость мусульманской женщины в борьбе за независимость своей страны.

«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

О красоте, целомудренности и изяществе исламских женщин говорит и российский фильм «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева. Автор рассказал о великой роли черкешенки в судьбе адыгейского народа. Верные жены царей, ханов, султанов и королей, положившие свою жизнь на достойное представление своей семьи, своего народа – такими предстали черкешенки перед зрителями картины. Скромная, гордая, с богатым внутренним миром, являющая собой опору и поддержку мужа и семьи, положившая свою жизнь на благо своего народа…

«Курманжан Датка. Королева гор» кыргызского режиссера Садык Шер-Нияза являет собой рассказ о жизни великой мусульманской женщины, ставшей первой в истории правительницей целого государства и положившей начало объединению разрозненных кыргызских племен. Курманжан Датка – дочь кыргызского народа, которая в конце XIX века правила Алайским краем Кыргызстана. Ценою жизни и крови, пожертвовав своими родными сыновьями, отстояла свободу и независимость своего Отечества от гнета Великих держав.

«ИншаАллах, если Он хочет, то Он это сделает»

Автор смог раскрыть личность мусульманской женщины, которая, живя по шариату, являет собой могущего лидера, способного повести за собой целый народ и защитить его ото всех бед. Мусульманка, преданная жена и мать, активный участник социальной жизни, лидер – именно такой предстала Курманжан Датка в картине режиссера.

Кинокартина «Священное наследие» Рамиля Беляева, рассказывающая об истории мечети и татарах финского города Ярвенпяя; «№73» Рекеш Шахбаза о возвращении сына за родителями в осажденную деревню, дороги которой вымощены массовыми казнями и геноцидом, в деревню, из которой выжили семьи иезидов Курдистана; анимационный фильм «Символ веры» Амира Вахеди – все эти фильмы не просто говорят об исламе и мусульманах, но и о самой вере, о том, что она значит для человека и как спасает его в трудной ситуации. Человеку нужно во что-то верить, пусть это что-то будет высшим проявлением мира.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home