• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

7 основных принципов экономических отношений в исламе

Время чтения: 4 мин
4691

Если должник оказался в сложной финансовой ситуации, ему нужно дать отсрочку. Также допускается согласиться на возвращение долга частями (в рассрочку). Но если сложное положение закончилось, то отсрочку можно прекратить, и должнику следует вернуть долг как можно скорее.

  1. «Не причиняй вред ни первым, ни в ответ другим»

Это правило дословно основано на хадисе Пророка (ﷺ). Оно означает, что верующий человек не должен причинять никому зла и не должен отвечать злом на зло.

В сделках купли-продажи действует право отменить сделку после осмотра товара (хияр ар-ру'йя), если покупатель не доволен товаром. Также действует право расторжения сделки в течение определенного срока (хияр аш-шарт), оно даёт возможность не спешить с принятием решения и остеречься от завышения стоимости (габн).

Пример применения такого правила – право соседа или партнера первоочередного приобретения доли. Это позволяет избежать возможного причинения вреда соседу или партнеру. Кроме того, по исламу, должен быть наложен запрет на использование имущества умалишенного, это позволит защитить средства его семьи и наследников. Также запрет накладывается на имущество банкрота, что позволяет защитить интересы кредиторов.

Крайней необходимостью (дарура) называется острая нужда либо ситуация, когда человек оказывается в особо тяжелых условиях, настолько, что вынужден прибегнуть к запретному, дабы сохранить себя или свое имущество от гибели, или не допустить наступления серьезной опасности.

Из примеров этого правила – в случае, когда корабль перегружен и ему грозит потопление, часть груза (несмотря на то что он представляет ценность) разрешено выбросить в море, дабы спасти всё остальное.

При этом, когда возникает ситуация крайней необходимости, из запретного можно воспользоваться лишь таким количеством, которое позволит сохранить жизненный минимум в сложных условиях. Нельзя, оправдываясь необходимостью, позволять себе больше того, чем требуется для минимального уровня.

Зло нельзя устранять равным злом, тем более нельзя устранять еще большим злом.

Пример такого правила: если покупатель сам причинил ущерб купленному товару, а затем обнаружил ущерб, нанесенный в период нахождения товара у продавца, то ему нельзя требовать принять товар обратно ссылаясь на то, что в нем был старый дефект. Единственное, что он может – это потребовать возместить разницу между полноценным имуществом и имуществом с дефектом, возникшим у продавца.

  1. «Не допустить вред важнее, чем принести пользу»

Например, соседи по земельным участкам не должны совершать того, что причинит вред соседу, хоть и для одного из них в этом может быть польза.

Также запрещают торговать алкоголем, табаком и свининой, какие бы доходы это ни приносило.

  1. «То, что нельзя брать, нельзя и отдавать»

Подобно тому, как нельзя брать с должников проценты, нельзя и предлагать кому-то взять с вас проценты за задолженность. То же относится и к взяткам.

  1. «Право обычая признается»

Когда человек покупает ноутбук, он не обязан отдельно договариваться о том, чтобы в нем была клавиатура, память, и др. Все это включается по умолчанию, потому что обычаи именно таковы. Если только в договоре не будет указано обратное.

Мужчина обязан расходовать на свою жену столько, сколько обычно расходуется по обычаям конкретной местности.

  1. «Поведение в отношении к людям привязано к полезности»

Если за имущество сироты один [покупатель] предложит опекуну тысячу, а другой тысячу сто, но при этом первый будет более платежеспособным, то опекун должен заключить сделку купли-продажи именно с первым, так как данный вариант более безопасен для имущества сироты.

  1. «Когда нет полноценной возможности, нельзя отказываться хотя бы от посильной»

Если кто-то не может вернуть долг полностью, пусть отдаст столько, сколько может. Если должник не может вернуть всю сумму сразу, пусть отдает по частям (в рассрочку).

  1. «Прибыль – в соответствии с ответственностью»

Это правило дословно взято из хадиса. Оно означает, что право на прибыль имеет тот, кто нес связанные с деятельностью риски и мог остаться в убытке.

Близок к этим словам Пророка (ﷺ) еще один хадис: «Пророк запретил получать доход с того, по чему человек не несёт риски».

Социальная доктрина российских мусульман

Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!

Социальные комментарии Cackle