• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Первый заммуфтия РТ в Крыму: "В трудах татарских мыслителей мы черпаем основы толерантного и веротерпимого ислама"

Время чтения: 4 мин
2345

В Севастополе открылась научно-практическая конференция «Просветительская деятельность Исмаила Гаспринского и мусульманский мир России».

В работе конференции принимают участие духовные лидеры  субъектов Российской Федерации, Беларуси, Эстонии, Польши, Литвы, Румынии и Турции, а также ученые из России, Турции, Узбекистана и Азербайджана.

Татарстанскую делегацию представляют первый заместитель муфтия РТ Рустем хазрат Валиуллин и начальник отдела науки и образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин.

В пленарной части конференции Рустем хазрат Валиулин поприветствовал всех участников от имени муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина.

Во время своего выступления Рустем хазрат призвал представителей всех религий и национальностей сплотиться вокруг идей толерантности, терпимости друг другу и взаимного уважения.

«Божественная религия - ислам первой провозгласила идеалы всеобщего равенства, справедливости и свободы вероисповедания. «Нет преимущества араба над не арабом», - говорил пророк Мухаммад (саллялаху алейхи вассалям). Более того, в Благородном Коране (сура «Анам», аят 108) однозначно говорится, что мусульманам запрещено оскорблять представителей любых конфессий. «О мусульмане, не поносите идолов многобожников, которым они поклоняются помимо Аллаха», - говорится в Священном Писании. В другом аяте Благородного Корана также говорится: «Нет принуждения в религии» (сура «Бакара», аят 256). В свое время евреи нашли убежище у мусульман в Кордовском халифате, когда на них шла настоящая охота в Европе. Порой нам необходимо вспоминать нашу прошлую историю, чтобы она стала для нас примером в настоящем!», - отметил Рустем хазрат.

По мнению Рустема хазрата, драгоценные жемчужины мудрости и мусульманского подхода к веротерпимости, справедливости и образованности содержатся в классическом татарском богословии:

«Плеяда татарских мыслителей, таких как Марджани, Гаспринский, Баруди, Утыз Имяни, Расули, Рамзи, Курсави, Фахретдин, Ялчыгул, – это яркие звезды на небосводе мировой исламской науки, мысли и философии. Именно в их бесценных трудах и воззрениях, мы можем черпать основы толерантного веротерпимого Ислама, в котором сейчас нуждается российская и мировая умма. Я искренне считаю, что нам необходимо вернуться к собственным корням и истокам, именно в них содержатся драгоценные секреты, которые позволили совместить на первый взгляд несовместимое: Европу и Азию, Запад и Восток, Ислам и христианство, тюрко-татарский мир и русскую культуру, и тем самым явив миру уникальную, великую, духовную, сильную и могущую Россию. Как тут не вспомнить слова великого крымско-татарского просветителя, богослова и публициста Исмаила Гаспринского который сказал: «... Мы советуем им (т.е странам Востока) помнить про могучую Россию и прекрасный русский народ». Российский ислам, выраженный в трудах классических татарских богословов, всегда был толерантен к инакомыслию и новаторству. И это не удивительно, ведь татары всегда были скрепляющим элементом восточной и западной части Российской Империи».

В продолжении своего выступления он привел интересные факты из жизни татарских богословов, доказывающих их патриотизм, усилия во благо сближения народов России и формирования единой мусульманской нации.

«Все классическое татарское богословие строилось на ханафито-матуридитском наследии. Известнейший во всем мире татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани (переводчики великого произведения имама Раббани – «Мактубат Шариф») писал в 1908 году, что «татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в убеждениях и ханафитами в действиях и среди них не было тех, кто распространял нововведения». Это очень важно, это основы нашего народа, это основа нашей культуры и образования. Именно в ханафито-матуридитском наследии татарского богословия я вижу истоки толерантности, веротерпимости и просвещения нашего народа. Здесь стоит отметить, что мы признаем все остальные суннитские школы в правоведении и вероубеждении. и вероубеждении.

В конце своего выступления, я хочу всем напомнить заветы Исмаила Гаспралы, который советовал нам, мусульманам современной России, всегда искать точки объединения, ставя девизом слова: «Единство в языке, мыслях и действиях», - резюмировал Рустем хазрат.

Сразу после открытия конференции делегаты посетили могилу и дом-музей И. Гаспринского, «Зынджырлы медресе» и знакомились с изданиями, посвященными его многогранной деятельности.

Сегодня работа конференции продолжится в нескольких научных секциях: «Изучение личности и деятельности И. Гаспринского», «Идеи просвещения и мусульманские народы России», Наследие И. Гаспринского в музейных и архивных фондах», «Газета «Терджиман» как источник истории Крыма» и др.

Организаторами конференции выступают Совет министров Республики Крым, ЦРО Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь, ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» Мемориальный музей Исмаила Гаспринского, ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия», Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Цель конференции: актуализация исследований, связанных с жизнью и деятельностью И. Гаспринского, популяризация идей просветителя и его издательской деятельности, а также освящение вопросов социально-экономической, общественно-политической и культурной истории Крыма и мусульманского мира России в XIX-XX вв.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle