Реклама
История

Золотая Орда - мусульманская держава

2646

Возникшая после завершения Великого Западного похода 1235-1241 гг. Золотая Орда занимала огромную территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге. Это огромное государство само еще делилось на две части: основная, западная часть, т. е. собственно Золотая Орда, называлась Ак (Белая) Орда, а восточная, куда входили западные территории современных Казахстана и Средней Азии, - Кок (Синяя) Орда. В основе такого деления лежала прежняя этническая граница между кипчакским и огузским союзами племен. . Если создателями Золотоордынского государства в основном была тюрко-татарская и монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили различные тюркоязычные племена: кипчаки, огузы, волжские булгары и татары, переселившиеся из Центральной Азии на запад еще в домонгольское время, а также пришедшие в 20 - 40-х годах XIII века в составе армий Чингиз-хана и Бату-хана.

Крупнейший персидский историк XIII века Джувейни в своей книге "История завоевателя мира" утверждает следующее: "Султанам Рума (Византии), Сирии и других стран он (Бату-хан) жаловал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто являлся к нему, не возвращался без достижения своей цели". Авторитет Бату-хана в татаро-монгольском обществе объясняется прежде всего тем, что он был старшим среди всех царевичей, ибо являлся законным наследником Джучи, старшего сына самого Чингиз-хана.

После возвращения с Великого западного похода 1235-1241 гг. Бату-хан город Булгар сделал временной столицей, в котором как утверждают археологи, началась чеканка первых ордынских монет. Дальнейшее восстановление и усиление города произошло во второй половине XIII - первой половине XIV вв. Русские летописи именуют его Великим Болгаром, а восточные источники - "Золотым троном". В 60-е годы XIV века город был окружен земляным валом и мощными дубовыми стенами. Он превратился в один из крупнейших городов Европы, где проживало более 50 тысяч человек.

Расцвет Болгара связан именно с эпохой Золотой Орды, непосредственно с первыми ханами Улуса Джучи.

В 1254 году западноевропейский путешественник и миссионер Гильом Рубрук во время своей поездки к монголам и татарам застал Бату-хана в этом новом городе.

После Бату-хана на золотоордынский трон сел его сын Сартак, который был христианином (сам Бату оставался язычником), который правил недолго, т.к. умер на обратном пути из Каракорума. Менгу-каан посадил на сарайский трон Улакчи, сына Сартака, но и он умер в том же году. Только тогда на трон сел Берке, правление которого ознаменовалось двумя крупнейшими, весьма значительными событиями в истории Золотой Орды: получением государственной самостоятельности в связи с выходом из состава Монгольской империи и принятием ислама. Еще при Бату-хане Золотая Орда шла к полной независимости, но Улус Джучи юридически еще находился в ее составе, ханы его назначались имперским руководством, монеты чеканились от имени великих, а не золотоордынских ханов. Воспользуясь случаем переноса столицы Монгольской империи из Каракорума в Ханбалык (Пекин) при новом великом хане Хублае, Берке перестал считаться с ним. Ислам в Золотой Орде был принят при Берке. Это событие зафиксировал в своей монументальной энциклопедии египетский историк начала XIV века ан-Нувайри: "Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию ислама; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам". При правлении Берке, в конце 1250-х годов, была проведена первая перепись населения в Золотой Орде и в тех государствах, которые были подчинены ей, в том числе и на Руси. Время правления Берке-хана характеризуется также началом войны с Улусом Хулагу, располагавшегося в Средней Азии и Иране. Начавшаяся война привела Золотую Орду к союзу с мусульманским Египтом, которым правили тогда мамлюкские султаны.

1257 г. Берке, став ханом, вновь посетил Бухару, дабы оказать почет и уважение выдающимся улемам этого города. Вместе с ним ислам принимают и его жены и часть эмиров свиты. Арабские авторы отмечали, что при приеме посольства ханом Берке присутствовали его старшая жена и около 50 или 60 эмиров, причем "у каждого из эмиров (находящихся) при нем есть муэдзин и имам; у каждой хатуни (также) свой муэдзин и имам». Со вступлением на престол хана Берке мусульманская аристократия и городская верхушка действительно получила доступ к государственным учреждениям, а перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионерской деятельности. После прихода к власти Берке началось активное распространение ислама в Улусе Джучи, особенно среди кыпчаков, в некоторых регионах уже прошедших этап исламизации. Этот процесс укоренился настолько, что его не смогло остановить даже возвращение к власти несториан и язычников (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта). В степях и городах Золотой Орды с конца XIII в. все шире начинает распространяться мусульманство.

При Менгу-Тимуре была проведена налоговая реформа в ходе которой все религиозные учреждения в том числе православие, в Золотой Орде и вассальных землях были освобождены от налогов. Впоследствии, ярлык Менгу-Тимура был подтвержден последующими ханами.

Особо стоит отметить, что веротерпимость у татарских правителей было не прихотью, а узаконенным еще Великой Ясой стилем поведения. Для первой половины XIII века, в пик религиозных войн в Ближнем Востоке и искоренению "еретиков" и "схизматиков" огнем и мечом, это было поистине революционным законодательным актом. В самом тексте Ясы содержатся следующие правила: «1. Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью. 2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей».

Наконец, в начале XIV в., мусульманская община в городах и в войске настолько усилилась, что смогла возвести на престол своего ставленника – хана Узбека (1312-1342 гг.). С этого момента исламская цивилизация становится определяющей силой в политическом и культурном развитии Улуса Джучи. Неслучайно арабские дипломаты уважительно называли ханов из рода Джучи (сына Чингис-хана), правящих в Золотой Орде "мечом ислама в северных землях".

Выдающийся историк-евразиец Г.В. Вернадский писал:

«Следуя заповедям Ясы Чингисхана, предшественники Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы. Монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры. Чтобы усилить воздействие хартии, в ее начале было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. «А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаенной мыслью, то он совершит грех». Благодаря этому ярлыку, а также ряду подобных ему, выпущенных наследниками Менгу-Тимура, русское духовенство и люди, находившиеся под его юрисдикцией, составляли привилегированную группу, и таким образом была заложена основа церковного богатства. Выпустив этот ярлык, Менгу-Тимур следовал традициям Чингисхана и практике наследников Чингиса в Китае, так же, как и другие местные монгольские ханы».

Золотая Орда была государством не только уникальной степной культуры, но и «страной городов».

Так, В.Л.Егоров в книге «Историческая география Золотой Орды» отмечает, что значительные изменения в градостроительной политике в Орде произошли во время правления Берке, формальным толчком чему послужило введение в государстве новой религии ислама, и хана Узбека, объявившего ислам государственной религией Золотой Орды. «Золотоордынские города, и в первую очередь столица, принимают «восточный» облик, застраиваясь монументальными зданиями мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев и т.д. Собранные в Золотой Орде ремесленники из всех порабощенных стран принесли с собой апробированные веками архитектурные каноны и строительные приемы, испытанные строительные материалы и технологию их производства. Огромное число угнанных в рабство пленных позволило в краткие сроки и в больших масштабах осуществлять строительство.

Пышного расцвета градостроительство и архитектура достигли при хане Узбеке и наследовавшем ему Джанибеке. Время их правления характеризуется ростом территории городов и возникновением значительного числа новых населенных пунктов. Самым крупным из них был Сарай ал-Джедид (Новый), заложенный Узбеком в начале 30-х годов XIV в. и ставший впоследствии столицей. Появление в этот период больших по размерам городов и более мелких поселков приводит к возникновению в степях обширных оседлых районов, тянувшихся на десятки километров. Побережье Волги почти сплошь застраивается городами, поселками и деревнями. Вдоль левого берега р. Ахтубы (от самого ее истока до Сарая ал-Джедид и дальше) появляется непрерывная полоса оседлости, состоявшая из мелких городов, поселков и замков аристократии, окруженных возделанными полями. Такой же значительный по территории район возникает в месте наибольшего сближения Волги и Дона. В отдельных местах вырастают небольшие ремесленные поселки, по всей видимости базировавшиеся рядом с необходимым им природным сырьем».

Таким образом, Золотая Орда являлась уникальной цивилизацией, сочетавшей в себе как кочевые, так и городские традиции мусульманского Востока. Несмотря на усиление роли ислама как государственной религии, сохранялось толерантное отношение и к другим верованиям, прежде всего, православному христианству, что нашло отражение в ярлыках ордынских ханов XIII-XIV вв.

 

Айрат Тухватулин

Социальные комментарии Cackle
Home