• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Значение личности и наследия великого богослова

Время чтения: 5 мин
3134

 

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.

Islam-today завершает публикацию глав из этого очерка


Последние дни ученого. Отклики в печати на его смерть

До семидесятилетнего возраста Шигабутдин хазрат неустанно трудился: преподавал, занимался исследованиями, писал книги, служил во благо Ислама и своих единоверцев. Выдающийся ученый и подвижник с присущей ему энергией и твердостью, невзирая на преграды, шел по своему жизненному пути. Однако годы наложили свой отпечаток – он заметно постарел и ощущал упадок сил. На  состоянии его здоровья и духа отразилось трагическое событие, связанное с потерей близкого и дорогого человека. Марджани лишился своего любимого сына Махмуда, на которого возлагал большие надежды, как на продолжателя и преемника своего дела.  Эта утрата оставила глубокий след в его душе. В последние два-три года ученый сильно хворал и очень сдал. Богослов много времени посвящал чтению Корана, а также стихотворных сборников персидской поэзии. За год до смерти он часто прибегал к помощи медиков, которые выявили болезнь пищеварительного тракта. Несмотря на то, что силы постепенно покидали его, Марджани много читал и писал. За полгода до кончины он успел завершить работу над второй частью книги «Мустафадель-ахбар».

С каждым днем он потреблял все меньше пищи и ясно сознавал, что дни его сочтены. В одном из писем, написанном за три месяца до смерти и адресованном своему ученику и сподвижнику мелле Губайдулле, Марджани подчеркивает: «Я состарился. Здоровье мое неважно. Мне скоро исполнится семьдесят пять лет. С каждым днем силы оставляют меня. Я не могу ничего есть. Не ведаю смогу ли  вам написать еще. Прощайте, будьте здоровы. Поминайте меня в своих молитвах. На моей могиле установите небольшой надгробный камень, унести который не по силам двум злоумышленникам. В тексте на этом камне не должно быть ни единого слова или даты на русском. Вассалям. Суббота 23 жумадиель-авваля, 1306 (25 января, 1889)».

Несмотря на ухудшение здоровья, он продолжал трудиться, преподавать в медресе. За полтора месяца до кончины, болезнь усилилась и он не был в состоянии даже покинуть свое жилище, но Шигабутдин хазрат даже тогда не прерывал занятий. Шакирды сами приходили к нему домой брать уроки. В эти дни он был под постоянным наблюдением медиков. Принимаемые лекарства приносили некоторое облегчение, но в целом состояние хазрата день ото дня ухудшалось. Однако ум его оставался ясным, что позволяло ему много читать  и обсуждать довольно сложные  и важные вопросы, с теми, кто приходил его навещать.
Вот как вспоминает шакирд Шигабутдина хазрата мелла Хабибенажар: «За два дня до кончины устад призвал меня к себе. Я поинтересовался, как он себя чувствует, на что Марджани ответил: «Мне тяжко, болезнь прогрессирует. Надежды на выздоровление иссякли». Он очень исхудал, и  было заметно, что силы покидают его. На столике рядом с  кроватью находились две книги и письменные принадлежности. Он указал на книгу «Мустафадель-ахбар», и сказал: «Я не в силах писать, мне вспомнилось, что забыл включить сведения о мулле Габдулвали из села Качелино. После меня о нем могут и не вспомнить, как-будто он и вовсе не жил на свете. Я буду диктовать вам, что сохранилось в моей памяти, а вы извольте записать».

После чего он, не вставая с постели, прочитал написанное и с удовлетворением заметил: «Все хорошо, благодарю!». Затем он показал мне небольшую брошюрку и попросил: «Эта книжка о городе Семипалатинске. Ее написал по моей просьбе уважаемый Ахметвали ахун, я просил бы вас внести поправки в ее текст, так как автор указал все даты  по милади. Необходимо отредактировать ее и привести ее стиль в соответствии с текстом «Мустафадель-ахбар». Потребуется также связаться с Гумаром хальфой (Давлетъяров) из Каргали, чтобы получить у него данные оттуда. Этими двумя сообщениями необходимо дополнить «Мустафадель-ахбар». (Однако по неизвестным нам причинам это завещание не было исполнено и при издании книги «Мустафадель-ахбар» дополнения не были внесены).

До последних мгновений своей жизни богослов был мысленно сосредоточен на проблемах науки и поиска истины. Даже в день своей кончины в беседе с пришедшими навестить его учеными Шигабутдин хазрат дал оценку текстам тафсиров. В последние дни и часы своей жизни Марджани все время проводил в чтении Священного Корана, провозглашал такбир, и просил кого-нибудь читать Книгу вслух, замечая при этом: «Смыслы Корана придают мне душевное облегчение». В 1306 году 29 шаабана/18 апреля 1889 года он скончался и был погребен на кладбище в Казани. Последние слова его были «Аллах Раббана ва Раббиль’алямин» и «Бяль лильляхиль-амри джамигуха».

Смерть Марджани глубокой скорбью отозвалась в народе. Каждый выражал ее сообразно с уровнем  образованности, душевного состояния и сознания. Смерть ученого вызвала большой отклик в передовой части татарского общества – среди представителей интеллигенции, писателей и ученых. Так как они ясно представляли все величие и значение личности Марджани, глубину его мыслей и духовного наследия. В память об ученом было написано множество статей, воспоминаний и стихотворных произведений. Назовем некоторых религиозных деятелей, поэтов и писателей, известных нам, которые откликнулись на это событие: Акмулла, Акай Дагестани, Исмагил махдум ибн мелла Хабибулла аль-Казани, мелла Джамалутдин ат-Тинчали, Амадан Дагестани, Шейхульислам ат-Такави, Сабирзян ибн мелла Габдулбадиг аль-Мамсеви, Салихзян аль-Баруди, Сибгатулла ибн Мухаммад аль-Кугерчени, Зияэтдин ат-Тархани, Галимзян аль-Баруди, Габдулхаким ибн Габдулла аль-Бальбаи, Габдулкаюм ибн Мурад аль-Бадахши, Габдуллатиф Дагестани, Габдулла Тукай, Губайдулла аль-Карлыви, Гали ибн Салих аль-Чукри, Фахрутдин ибн Арслан аль-Букали, Мухаммадшафиг ибн Мухаммадшариф аль-Утаки, Мухаммад ибн Ихсан аль-Мемсеви, Мустафа ибн Дауд аль-Чутаи, Нажиб Думави, Нурулла ибн Габдулвали аль Карлыви, мелла Вали Чупрали, Юсуф Дагестани.

Привести здесь все их статьи и произведения не представляется возможным так как, по объему они составляют примерно сто пятьдесят страниц текста и займут много места, а потому мы решили удовлетвориться лишь перечислением их имен.

                                                        23 зулька’да 1332 года/ 13 октября 1914 года
                                                                                   Шагар Шараф

С книгой «Марджани» 1915 года издания  можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle