• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Заметки арабского путешественника Ибн Батуты о том, как в Золотой Орде совершался праздничный намаз

Время чтения: 4 мин
4130

  О том, какое место в  государстве занимал Ислам свидетельствуют множество исторических источников. Один из них принадлежит перу арабского путешественника Ибн Батуты (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (1304-1377). В 1344 году ему удалось добраться до ставки хана Золотой Орды Узбека (Султана Мухаммада), который правил Ордой с 1313 по 1342 год. За этот период государство достигло своего наивысшего могущества и расцвета. Именно в период правления Узбек хана Ислам стал государственной религией, были установлены дипломатические отношения с Египтом, Индией, Византией и Западной Европой.
Ибн Батута   назвал свою книгу «Тухватен-назар фи гараибель-амсар ва гаджаибель-асфар» («Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»). Ту часть ее, которая посвящена описанию Золотой Орды, в 1913 году была переведена   на татарский язык Ризаэтдином Фахрутдином и издана отдельной книгой.

Islam-today предлагает вниманию читателей главу из книги Ибн Батуты, которая посвящается описанию праздничного намаза в Золотой Орде.

  Торжества и подготовка к ним, посвященные празднику были организованы следующим образом: ранним утром Мухаммад Узбек хан верхом на своей лошади встал во главе огромного войска. В  свите находились  его жены,  восседавшие на своих повозках, а также наследники на голове каждого  красовалась корона. Все они стояли во главе своих отрядов. Здесь же находился кади Шигабутдин аль Саили и вместе с ним факихи, шейхи, кади Хамза, имам Бадрутдин аль Кувами, Шариф ибн Абдулхамид.

Под звуки барабанного боя были подняты знамена. Кади Шигабутдин выступил вперед в качестве имама и произнес замечательную хутбу. После этого султан занял свое место на специально подготовленном троне, близ него расположились его жены. Рядом были развернуты шатры для наследников, дочерей и близких родственников падишаха. Для эмиров и принцев были приготовлены кресла, и каждый из них занял соответствующее место. Каждый эмир тумена расположился  в месте, которое было определено ему в соответствии с его статусом. Эмир тумена стоял во главе десяти тысяч всадников. Количество эмиров было десять, войско возглавляемое ими было не менее ста семидесяти тысяч всадников. Вполне допустимо, что  количество людей было намного больше. Для каждого эмира тумена было заранее подготовлено специальное возвышенное место. После чего каждому эмиру тумена была вручена дорогая верхняя одежда. Во время этой церемонии каждый из них приближался к трону хана, правой ногой становился на колени. После этого эмиру подводили под уздечку оседланного скакуна и он уводил его к своему креслу.

По окончанию церемонии хан покинул трон и поднялся в седло. Справа от него расположился его старший сын – наследник престола, затем его дочь, а слева второй сын. Все они были верхом на конях, четыре жены восседали в повозках, украшенных позолоченными сбруями под шелковыми накидками. Крупные и мелкие вельможи, наследники и визири и их дети, стражники, правительственные чиновники в пешем порядке возглавляли процессию. Процессия проследовала до «Баркаха» - крепости, где располагалась резиденция хана. Там был возведен огромный дом под золотыми и серебряными куполами. Его высокие четыре колонны и яркие купола сверкали на солнце и были видны издалека. Все внутренние помещения были отделаны красивым шелком. В центре стоял великолепный трон, выполненный из дерева, инкрустированного золотом и серебром. Его ножки были сделаны из чистого серебра. Трон был установлен на возвышении на него поднялись сам хан и его старшая жена. Справа от них расположилась дочь хана Айт Кучук и вместе с ней жена хана Урдуджа, слева устроились жены хана Билун и Кибяк. В кресло, расположенное справа от трона, сел наследник Танбек, а в кресле слева наследный принц Джанибек, вокруг расположилась многочисленная свита хана, состоящая из знати, больших и незначительных чиновников. После этого стали выносить на золотых и серебряных подносах различные яства. Эти подносы были настолько большими, что каждый из них несли на руках по четыре-пять слуг. Еда была приготовлена из свежей баранины и конины.

Перед каждым гостем был установлен столовый прибор и специальный слуга – баурчи, весь в шелковом облачении, на поясе которого были закреплены различные инструменты, он разделывал ими мясо и подавал в золотых или серебряных блюдах своему господину. Мастерство этих слуг в обслуживании гостей и то, как они умело нарезают мясо, вызвали у меня восхищение. После этих блюд принесли напитки в золотых и серебряных кубках. В этих местах согласно масхабу Абу Ханифы употребляют только медовые напитки. Дочь хана сама преподнесла отцу кубок с напитком. Хан после того как отпил несколько глотков, передал кубок своей жене. После этого настал черед наследника престола. Он передал сосуд женам хана, а затем своей сестре Айт Кучук. После это поднялся со своего места Джанибек и передал напиток наследнику. Затем сосуд из рук высоких чинов вернулся вновь Джанибеку. Причем низшие чины угощали напитком чиновников, которые занимали высокие посты. Все это время звучала музыка и песни. В отдельной большой постройке рядом с мечетью восседали кади, хатибы, знатные люди, правоведы, шейхи. Я находился среди них. Нам тоже принесли большие подносы, наполненные различной едой. Причем некоторые факихи принялись активно поедать яства, а некоторые напротив устыдились есть из золотых и серебряных блюд. Повсюду были видны небольшие тележки нагруженные сосудами с кумысом. По приказу хана этот кумыс стали подавать гостям. Одна из подобных тележек предназначалась и мне, однако я уступил ее своему соседу – тюрку.

После всего мы все собрались в мечети на пятничный намаз. Пришлось дождаться хана, который почему-то задерживался. Некоторые люди стали утверждать, что не было такого случая, чтобы хан не являлся на намаз. Однако через некоторое время он появился и с почтением обратился к шарифу со словами «ата» - «отец». Мы прочитали пятничный намаз, и народ стал расходиться. Хан тоже направился в свою резиденцию в кремле и оставался там до намаза икенде-аср. После этого люди, пребывавшие на территории кремля, разъехались по своим домам. Возле хана остались лишь его дочь и жены. После праздника мы с ханом отправились в поездку в Хаджитархан.

Islam-Today
 Подробнее с этой книгой можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.

Социальные комментарии Cackle