История

Закир Кадыйри: "Не нация существует для ислама, а ислам для нации"

793

Медресе "Хусаиния" в Оренбурге, где преподавал Закир Кадыйри

Медресе "Хусаиния" в Оренбурге, где преподавал Закир Кадыйри

Закир Кадыйри (Закир Габделкадыйров) родился в 1878 году в селе Абдуллово нынешнего Чердаклинского района Ульяновской области в семье священнослужителя. Начальное образование получил в с. Ертуганово, продолжил в Симбирском медресе.

Будучи 16-летним юношей, он уехал в Бухару, где изучал наследие выдающихся ученых – философов, историков, литераторов Востока. В стремлении углубить свои познания Закир Кадыйри поступил на духовный факультет Стамбульского университета, там сблизился с членами тайного комитета «Единение и прогресс», созданного младотурками, выступавшими против правления султана Абдул-Хамида, за коренные демократические реформы. Опасаясь ареста, покинул Турцию и перебрался в Египет, где обучался в знаменитом университете «Аль-Азхар». Сотрудничал в прогрессивной газете «Аль-Лива» («Знамя»).

Закир Кадыйри являлся приверженцем традиционного ислама и считал, что в традиционном исламе даны ответы на социальные, политические, общественные вызовы современности. Само вероучение и должно, по его мнению, удовлетворить возросшее стремление общества к науке и знаниям, демократии и открыть путь мусульманам к прогрессу. Но для этого необходимы реформы, благодаря которым российский ислам приобретает социально-философский характер, гуманизм, понимание того, что «не нация существует для ислама, а ислам для нации».

К началу XX века в Уральском регионе появились джадидские медресе «Хусаиния», «Галия», «Усмания», имевшие свои особенности по сравнению с традиционными конфессиональными учебными заведениями. Их отличало, главным образом, введение в программы обучения светских предметов и европейских методов обучения и воспитания. В новометодных медресе были сосредоточены силы просвещенного духовенства, здесь вырабатывались задачи по осмыслению ислама, применительно к новому времени. Активным участником дискуссий был З. Кадыйри. В период преподавательской работы Кадыйри выразил свою точку зрения на реформирование ислама, которую он видел в очищении веры от устаревших средневековых толкований.

Он доказывал, что имея соответствующие знания, следует опираться не на проповеди, а на первоисточники, и в Священном Писании искать ответы на вызовы современности. Главным лозунгом Закира Кадыйри было просвещение. Он подчеркивал требование Корана всегда стремиться к новым знаниям и к самосовершенствованию. Кадыйри видел способы модернизации уммы через свойственные исламу общественное согласие, выборность, демократизацию и социализацию учения.

В 1907 году Закир хазрат начинает преподавать в Оренбурге в медресе «Хусания», а позже – в Уфимском медресе «Галия» философию, логику, психологию. Он является автором учебников по арабской грамматике. Читал лекции в Уфимском Народном университете. Активно выступал за реформу образования, за включение в программы обучения медресе светских наук.

Если говорить о педагогической деятельности татарского просветителя, то тяжело переоценить его вклад в образовательную систему российских татар. Именно он предложил концепцию тюркской начальной школы на основе преподавания учебных дисциплин на родном языке. Его педагогическая основа базировалась на использовании значительных воспитательных и познавательных возможностей ислама, строилась на основе тюркской идентичности, способствовала воспитанию патриотизма, формировала позицию российского гражданства, адаптировала детей к будущей жизни. Кадыйри видел залог сохранения самобытности татар в сохранении ее языка, культуры, национальной образовательной системы.

Особое внимание он уделял женскому вопросу, доказывая, что силами только половины населения невозможно построить справедливое социальное общество. Проанализировав историю столь щепетильного вопроса в разных странах, Кадыйри пришел к выводу, что путь к равенству женщин лежит через просвещение, свободное приобщение ко всем достижениям культуры и науки. Он считал необходимым установление полного равноправия женщин и мужчин во всех сферах общественной и личной жизни: право на труд и равная оплата за него, возможность получать образование, участвовать наравне с мужчинами в выборах и др. Его переводы работ К. Амина и собственные труды «Мир девушек» и «Женский вопрос» отличались смелостью, демократизмом и шли вразрез с мнением консервативного духовенства.

Кроме того, он являлся автором новых учебников и методических пособий на татарском языке, в частности, по преподаванию основных предметов медресе – арабского языка, литературы, фикха, калама («Уроки богословия» (1910), «Жизнь Мухаммеда» (1911), «Арабская грамматика» (1912), «Синтаксис арабского языка» (1912), что способствовало созданию научных основ в татарской педагогике.

Рубеж XIX-XX веков характерен значительными переменами в национальной духовной жизни, среди которых нельзя не отметить создание сети татарского книгоиздания. Общество нуждалось не только в религиозной, но и светской литературе, истории, культуре, периодике. Важным вкладом в просвещение татарского народа стало творческое наследие Закиры Кадыйри, которое составляет более трех десятков книг. Большую часть этого наследия составляют переводы трудов восточных и европейских авторов на тюркские языки. Акцент был сделан на религиозно-философскую литературу.

Для татарского просветителя Коран являлся движущей силой жизни. Кадыйри поддерживал реформу ислама, его социализацию, выступал за коллегиальность в принятии решений, за выборность должности муфтия. В многочисленных статьях он доказывал необходимость возврата от многочисленных толкований Корана к первоисточникам. По его мнению, традиционный ислам оставался незыблемой основой, на базе которого необходимо строить современное тюркское демократическое общество.

Говоря об авторских трудах Закира Кадыйри, стоит отметить его основные направления работы: учебная, религиозно-философская литература, аналитическая литература по женскому вопросу, журналистика и общественно-политическая публицистика. Подавляющее большинство своих работ он издал в России в 1911 – 1917 годы.

Значение трудов просветителя заключается в их актуальности, в том, что они способствовали развитию религиозного и национального самосознания татар. Его работы содействовали расширению исторического кругозора народа, приобщали к культурным ценностям как Запада, так и Востока. Оценивая творческое наследие Кадыйри, нельзя не сказать о его универсализме, который прослеживается в тематике его собственных трудов и в усвоении опыта известных исламских философов, писателей, историков.

Ему было свойственно аналитическое отражение действительности. В ракурсе его внимания были такие важные проблемы, как обновление ислама, равноправие женщин, новые педагогические методики. Кадыйри оставался одним из наиболее крупных аналитиков среди мусульманских авторов начала XX века. Своим творчеством, основанном на природе ислама, он создал задел для будущих тюркских гуманитарных наук: лингвистики, истории, философии, обществознания, социологии, политологии.

Закир Кадыйри считал прессу важнейшим инструментом в развитии демократии. Став редактором газеты «Тормыш» (1914-1918 гг.), он внес весомый вклад в развитие свободной национальной периодической печати своего времени. Его лучшие материалы стали первыми примерами аналитической, интеллектуальной журналистики и публицистики в татарской прессе. Кадыйри выстроил политику газеты, исходя из принципов гражданских свобод. Он считал национальную печать и прессу важнейшим фактором влияния на трансформацию мировоззрения тюрко-татарского общества.

Это была единственная уфимская газета на татарском языке в тот период, потому к ней было приковано внимание всей мусульманской части региона. Став редактором газеты «Тормыш», Кадыйри сумел вывести ее в число наиболее авторитетных мусульманских изданий. Газета просвещала, воспитывала, отстаивала национальные интересы. Она была важным источником информации, что позволяет говорить о ее большом влиянии на формирование общественного сознания татар Волго-Уральского региона.

Её постоянными авторами были С. Максуди, Г. Исхаки, К.-М. Тевкелев, Ибн. Ахтямов, М. Бигиев, С. Рамеев, З. Камали, Ш. Бабич, К. Мотыгуллин (К. Мотыйги), М. Солтангалеев, С. Джантюрин, Ш. Мухамедьяров, Ш. Маннатов и другие. Среди публикаций за подписью Закир хазрат – «Миллият агымлары» (Национальные движения), Панисламизм мәсьәләсе» (Вопросы панисламизма), «Мөфтийне сайлап кую» (Избрание муфтия), «Парламент түгәрәгенең бәяннамәсе вә Русия мөселманнары» (Разъяснения парламентской фракции и мусульмане России).

Своей главной задачей он считал «пробуждение» татарского народа, развитие его созидательных сил во имя лучшего будущего, воспитание национальной самобытности и чувства гордости за свой народ.

Закир Кадыйри был одним из самых ярких представителей плеяды джадидистов, первых татарских интеллигентов. Его философия строилась на основе традиционных для тюрков духовных ценностей, научного познания и действенности в построении современного социально ориентированного общества с использованием европейских технологий.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home