• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Вероятно, в Татарстане я самый старый участник войны, оставшийся в живых..."

Время чтения: 6 мин
4467

22 июня... 75 лет с момента начала самой кровопролитной войны в истории человечества. Для нашей страны является Победа СССР в Великой Отечественной войне - особое событие. Оно символизирует единство всех народов Советского Союза, России, говорящих на разных языках, исповедующих различные религии. Победа свершилась в результате в результате совместных усилий народов нашей страны: мусульман, христиан, представителей других религий. Наши отцы, деды, прадеды в формально атеистическом государстве сохраняли веру в Аллаха, надежду на Его поддержку в тяжелых ситуациях. И Всемилостивый и Всемогущий Создатель не оставлял в трудную минуту искренне верующих.  Своими воспоминаниями о кровавых боях, преодолении упорства армии Рейха, считавшейся лучшей в мире, в тяжелых боях поделился имам-хатыйб мечети «Хэтер» («Память») Харис хазрат Салихжан.

В течение всей моей жизни я не забываю о событиях Отечественной войны. Я участвовал в сражениях на передовой на территориях Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. Сейчас мне 89 лет. Вероятно в Татарстане я самый старый участник войны, оставшийся в живых. Любовь к Аллаху мне привита с детства отцом.  От него еще в детстве я получил уроки правописания и чтения (таджвид) Корана, научился читать и писать кораническим алфавитом. Он был человеком глубоко верующим, преданным Всевышнему. Читал, писал по-арабски, знал Коран, хорошо говорил на русском языке. Вся моя жизнь прошла под его сильным духовным воздействием.

В начале войны в 1941 году на фронт ушли отец, родственники. Это были честные труженики,  религиозные люди. Они искренне считали, что советская власть самая справедливая и человечная. Отец участвовал в сражениях под Москвой в районе Нарофоминска, был тяжело ранен разрывной пулей в левую руку и вернулся домой летом 1942 года без руки. Тогда я был студентом Арского педагогического училища до второй половины 1944 года. После того, как меня призвали в Красную армию,  в поселке Татищево Саратовской области мы прошли первоначальную подготовку. В декабре 1944-го мы отправились на фронт. К этому времени линия фронта приближалась к границе Западной Украины с Венгрией.

В Венгрию мы прибыли в феврале 1945 года. По дороге не раз видели разрывы снарядов, но когда попали первый раз под бомбежку, то испытали совсем другие ощущения. Тяжелые бои происходили вблизи города Секешфехервара и озера Балатон. На стороне гитлеровцев сражались самые подготовленные, отъявленные части Рейха. Венгрия во время войны сама была союзником гитлеровской Германии. Шли непрерывные бои, лишения, страдания.   Когда мы прибыли на поезде в район города Эстергом, фронтовая полоса находилась от нас в 10 км. Фашисты стали нас расстреливать из пулеметов с самолетов и бомбить еще, когда мы находились в эшелоне. Многие красноармейцы погибли еще в вагонах, остальные скатились по насыпи вниз в болото и остались живы.

Из болотной жижи среди кочек торчали только наши головы. Умирать не хотелось. Со словами «Ребята, старайтесь не умереть. Единственная наша опора и надежда это сам Бог - Всевышний Аллах», я стал читать те суры Священного Корана, которые тогда знал: «аль-Фатиху», «аль-Ихлас».

А немцы бомбили и бомбили почти три часа, сменяя друг друга и загружаясь новым боезапасом. Тогда по воле Аллаха из 18 человек нашего отделения только один был ранен, остальные не пострадали. Все удивлялись этому чуду. После этого татары, вместе с ними русские, во время подобных ситуаций старались находиться около меня. Обращение к Богу привлекало к людям, знавшим хотя бы немного молитв. Я видел у некоторых русских ребят молитвенники, карманные образки. Они тоже обращались в трудные минуты к Богу. Во время этих сражений была дружба народов. Никаких трений на национальной или религиозной почве не возникало. Нас объединяла, прежде всего, вера в Бога, в этом мы находили утешение.    

Мы татары, мусульмане, исповедуем Ислам – религию мира, религию дружбы народов. Без Аллаха ничего не делается. Несмотря на конфессиональную принадлежность человека, его национальность, язык, на котором он говорит, его имя – Иван ли, Григорий ли, Абрам ли мы смотрели на них как на самых близких людей. Ислам запрещает вражду, требует взаимоуважения. Во время войны в наших войсках была дружба народов. Среди нас были русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты. Все были едины. Мы были готовы защищать друг друга столько, сколько можем.  Главная причина победы нашей страны в Великой Отечественной войне – это дружба между народами. На наше счастье командиры не запрещали исполнение религиозных обрядов.

В начале апреля 1945-го наши части вышли к Чехословакии.  К этому времени у нас уже был боевой опыт.  Перед большими сражениями, такими как взятие Брно, Братиславы, Вены мы обращались к Богу. Татары на плащ-палатках под кустом читали намаз, повторяя мои движения. Командир, увидев это, подозвал меня, требуя объяснений: «Фамилия?» - «Салихов».  «Что вы там бормочите?» - «Товарищ старший сержант, мы обращаемся к Тому, который наверху». « К кому, Богу что ли?» - «Так точно, товарищ старший сержант Сорокин». «Ну, что вы там просите?» - «Мы просим, Бога чтобы красноармеец Салихов не умирал во время Венской операции, чтобы Мухарлям не умирал, чтобы Сайдулла не умирал, Нургали не умирал, чтобы крещенный татарин Пашка Панфилов тоже не умирал, чтобы не умирал командир отделения старший сержант Сорокин». У него потекли слезы, ведь он был всего лишь на год старше нас и хотел жить.      

Так, что читать намаз нам не запрещали. Мы были преданы Родине, старательно точно в срок выполняли приказы командиров. Однако были большие потери, молодые люди гибли в сражениях.  

Задача нашего 307-го отдельного батальона правительственной связи — обслуживание штаба управления командующего 3-го Украинским фронтом маршала Федора Толбухина.  Во время Венской операции наша задача заключалась в том, чтобы до начала сражения занять плацдарм на вражеском противоположном берегу Дуная. 

10 апреля ночью пришел приказ переправиться через Дунай, занять плацдарм на противоположном берегу реки и создать точку связи. Когда мы переплыли более половины Дуная, фашисты нас заметили, включили прожектора, начали вести огонь. В 50 метрах от берега в темноте, одна мина попала в нашу лодку, которая перевернулась. Мы все оказались под водой. Утонули амуниция, оружие, автоматы, радиостанция, кабель.

Нас осталось 16 из 18. Мы плыли на хребте лодки. Шел бой, темно, бомбежка.  Я обессиленный, про себя, охриплый читал Коран, дуа: «Альхамдулилляхи раббиль галамин... О, Всевышний, спаси нас. Ты один, ты един, спаси нас». Когда устали и ослабли руки, мы привязали свои головы ремнями. Течением вышли из боевой зоны. Потом мы участвовали в основной Венской операции 1945 года. Были освобождены города около Вены: Баден-Баден, Корнойбург, Айзенштадт, сама Вена. На Западной Украине сражались с фанатиками бандеровцами.

ИТ - СПРАВКА

Харис Салихович Салихов (Харис Салихжан) родился в 1927 году в деревне Чутай Балтасинского района Республики Татарстан. В годы учебы в общеобразовательной школе в своей деревне от своего отца Салихжана получил уроки учения ислама и арабской графики. В 1944 году ушел на фронт Великой Отечественной войны. Участвовал в боях. За храбрость, стойкость, мужество в борьбе с фашистами был награжден орденом Отечественной войны II степени, более 20 медалями.  В 1954 году окончил среднюю школу в Москве, в 1962 году — Высшую политическую школу в Нижнем Новгороде. В послевоенные годы, работая в правоохранительных органа. Москвы и Казани, в 1972 году был награжден боевым орденом Красной Звезды. Прослужив в органах милиции 32 года, вышел в отставку в звании полковника милиции. Окончил в 1993-м году - Духовное мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама Казани. В 1993-1997 годах работал секретарем главного мухтасибата, заместителем председателя ДУМ РТ. Сейчас является имам-хатыйбом мечети «Память» культово-мемориального центра МВД по Республике Татарстан.

Хасан Хусаинов

Социальные комментарии Cackle