• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Великие мусульманские библиотеки

Время чтения: 4 мин
5909

 

 

Прогнозировалось, что с появлением телевизора жизнь книг на наших полках будет обречена, однако данный расчёт оказался ложным. Внедрение интернета было следующим большим испытанием в судьбе книг, но они до сих пор существуют и продолжают увлекать людей всех возрастов. Академические труды, книги о сверхъестественных явлениях, приключенческие романы, триллеры, романтические истории и биографии пережили появление современных развлекательных технологий. Сегодня, как и тысячелетие назад, книги пленят, вдохновляют и влекут людей в свой укромный мир личных переживаний, который более всего ощущается в коридорах и книжных полках библиотек.

В средневековье издавалось огромное количество книг, манускриптов и трактатов, в которых были представлены различные разделы мусульманской науки, технологии и искусства.  Благодаря сильному желанию мусульман фиксировать все данные своих экспериментов и тому, что им была известна технология производства бумаги, они начали издавать книги в самом начале 8 века. Плата в золоте за перевод с греческого на арабский, установленная халифом династии Аббасидов Аль-Мамуном, равнялась весу переводимой книги. Таким образом, было издано большое количество трудов, которые привлекали внимание и вызывали уважение будущих поколений во всём мире. В период правления династии Аббасидов были открыты сотни библиотек, в том числе частных, что сделало книги доступными для читателей.

Первая книга в мире Ислама появилась в 7 веке, до того, как начали публиковаться научные трактаты. Это был Коран, ниспосланный пророку Мухаммаду (Мир ему и благословение) в форме посланий-аятов, или стихов Священного Писания. Изречения незамедлительно заучивались наизусть несколькими сподвижниками Пророка и записывались на любом доступном материале, например,  листьях, ткани, костях и камнях. Самая первая версия Корана хранилась у дочери второго халифа Омара, Хафсы. Стихи-откровения упорядочивались по главам, сурам, структура и местоположение каждой из которых проверялось и исправлялось самим пророком Мухаммадом (Мир ему и благословение). Существовало  несколько различных копий, но большинство из них содержали пояснительные примечания своих обладателей.

 

 

Необходимо было собрать все эти копии, чтобы создать единственную стандартную книгу без лишних комментариев, которая была сверена с первичной версией, хранившейся у Хафсы. Данная копия Корана была издана третьим халифом Усманом ибн Аффаном: она способствовала стандартизации чтения, стилей письма и распространению Священного Писания. Копии данного манускрипта, возраст которого насчитывает четырнадцать столетий, сегодня представлены в основных крупных библиотеках мира. Современный же Коран является подлинным дубликатом этого манускрипта 7 века.

«... образование невозможно без книг». Арабская пословица

В огромной кордовской библиотеке династии Омайядов, правителей Испании,  хранилось шестьсот тысяч томов книг. Ещё богаче было собрание рукописей халифа Испании Аль-Хакана II (с 961 по 978 годы), утверждавшего, что «его страсть к книгам была сильнее, чем страсть к трону».

  

Привязанность мусульман к книгам подразумевала, что они любили их коллекционировать и, соответственно, учреждали библиотеки. Существовали государственные и частные библиотеки. Была развита  большая сеть государственных библиотек в мечетях, которые находились в большинстве крупных городов, а престижные частные коллекции привлекали учёных из всех стран мусульманского мира. Книги того времени, или манускрипты, были примерно того же размера, что и современные, они издавались в кожаном переплёте на бумаге хорошего качества, при их печати использовались обе стороны листа.

Государственные книжные коллекции были настолько широко распространены, что было невозможно найти мечеть или образовательное учреждение без библиотеки. До того как монголы уничтожили Багдад в 1258 году, там насчитывалось тридцать шесть библиотек и более ста торговцев книгами, некоторые из которых также работали в качестве издательств и нанимали большое количество мастеров-переписчиков. Подобные библиотеки существовали в Каире, Алеппо и большинстве городов Ирана, Центральной Азии и Месопотамии.

Библиотеки при мечетях назывались дар аль-кутуб (в переводе «дом книг») и были центром развития деятельности мыслителей. Здесь писатели и учёные  делились своими знаниями и результатами своих исследований с публикой, состоящей из молодых людей, других учёных и заинтересованных лиц. В обсуждениях могли принимать участие все. Профессиональные варраки, т.е. писцы, копировали записи и превращали их в книги даже в тех случаях, когда они издавались на заказ.

Библиотека Сайфия при соборной городской мечети Омайяд (Алеппо, Сирия), вероятно, является самой древней и большой библиотекой при мечети. Её коллекция книг насчитывала более десяти тысяч экземпляров, которые, по имеющимся сведениям, были переданы ей самым известным правителем города принцем Сайф ад-Давла.

Сайфия была самой древней и большой, но библиотека в учебном заведении при мечети Зайтуна (Тунис) была, вероятно, самой богатой: в ней хранились десятки тысяч книг. Также считается, что правители династии Хафсидов соревновались друг с другом за престиж, который ассоциировался с содержанием и расширением этой библиотеки. В какой-то момент её фонд  расширился до ста тысяч томов книг.

Продолжение: Великие мусульманские библиотеки. Часть 2

Социальные комментарии Cackle