• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В чем выражалась резкая критика Ш.Марджани относительно порядков, царивших в Бухаре?

Время чтения: 5 мин
2376

Этот год ДУМ РТ объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.
 
На какие недостатки в первую очередь обратил внимание Марджани в преподавании наук в медресе Бухары того времени? В своих заметках по данному вопросу ученый-богослов отмечает: «Они (имеются в виду шакирды) в изучении синтаксиса и комментариев к нему опирались на книгу «Мелла Джами», и на это у них уходило целых три года. Причем книга эта изучалась не в какой-то определенной последовательности, а с последних страниц, выборочно. Это вносило сумбур в усвоении материала учениками. Самые важные моменты оставлялись без внимания. Изучая логику, они пользовались книгой «Шамсия». При этом прочтя несколько строчек из книги, они подробно изучали сноски и комментарии к ним. На все это уходило два года. Позднее изучалась книга «Гакаиде Насафи», которую проходили три года. Затем по предмету «логика» приступали к изучению учебник «Тахзиб». На усвоение комментариев к понятию «Альхамдулиллаһ» уходил год занятий».

Далее Марджани детально анализирует то, как нерационально построена методика преподавания отдельных предметов в духовных учебных заведениях того времени. И после этого автор задает массу вполне резонных вопросов: «Какое отношение имеет все это к изучению науки под названием «логика»? Почему не изучаются главные ключевые проблемы и правила данного предмета? С какой целью при изучении учебника проходят сначала его заключительные страницы, и только потом выборочно отдельные главы. Почему штудируется только предисловие книг? В чем суть всех вышеуказанных проблем? Ответы на эти вопросы нам неизвестны».
В заключении Марджани с горечью делает вывод: «Таким образом, завершая свое обучение в Бухаре, они (шакирды) лишаются возможности соприкоснуться к истинным и важнейшим наукам, законам и правилам, а также к книгам».

Марджани обращает внимание и на то обстоятельство, что по отдельным предметам и популярным в то время первоисточникам, написанным много лет назад и долгое время относившимся к разряду «не имеющих значения», шакирды были вынуждены брать дополнительные уроки или изучать их самостоятельно во внеурочное время.

Марджани продолжает: «В Бухаре кроме вышеизложенного не изучаются ни Священный Коран, ни Хадисы, ни такие предметы как арабская литература, философия, география, история, астрономия. Этим наукам там не придают значения. Людей, осознающих важность этих предметов слишком мало. Авторами книг, которые изучаются в Бухаре, являются ученые, обладающие очень ограниченными знаниями, научные идеи которых весьма сомнительны. Потому в их книгах ссылки на выдающихся ученых весьма ущербны или имеют совершенно неприемлемую форму. Потому-то некоторые лица из ученой среды Бухары, обучавшиеся по указанным книгам, имеют весьма зыбкие и поверхностные знания.

Кроме этого у Марджани было множество критических замечаний и наблюдений по поводу тех впечатлений, которые он получил во время своего обучения в Бухаре и от тех ученых, с которыми ему пришлось общаться там. Свои заметки по этому поводу он изложил в книге «Игляме ибна-ид- дахр би ахвали ахли Мавараэннахр» («Выдающиеся ученые всех времен, жившие в Средней Азии»).
Марджани высказывал свои мнения и советовался по вопросам обновления методов обучения со своими учителями и наставниками, однако это не имело никакого воздействия. Об этом он позднее рассказывал свои шакирдам: «Во время пребывания в Бухаре я неоднократно заводил речь о необходимости усовершенствования правил преподавания, однако мне намекнули, что на словах все довольно просто, но на деле изменить что-либо весьма сложно. Возможно, имея в виду наглядный пример того, какие испытания и лишения пришлось преодолеть хазрати Курсави, посмевшему в свое время высказать собственное мнение по поводу преобразований, Марджани, обучаясь в Бухаре, больше не касался этой темы.

(Курсави во время своего пребывания в Бухаре опубликовал книги, написанные остро и в духе полемики по гакиде-вероубеждению и распространил их среди людей. Бухарцы, возмущенные ими, объявили автора кафиром, а его книги запретили. Некоторые улемы даже издали фетвы и призвали казнить его. Дело приобрело большой резонанс и в него вынужден был вмешаться даже эмир. Курсави удалось сбежать и сохранить свою жизнь. Все эти перипетии нашли свое отражение в «Асаре» Ризаэтдина Фахрутдина и в книгах Марджани «Мустафадель ахбар» и «Вафиятель асляф». Курсави скончался в 1812 году по милади.)
По рассказам его шакирда муллы из села Сабаджай Мухиссина эфенди, свои заметки с отзывом об уровне ученых Бухары он вынужден был оставить у одного из своих товарищей, с тем условием, чтобы их распространили только после его отъезда из Бухары. Критические замечания Марджани никак не могли повлиять на положение жителей Бухары, чего не скажешь об их влиянии на отношении к автору некоторых соплеменников.

(В то время заметки Марджани о Бухаре вызвали настоящую бурю в обществе Казани и в округе. Нам в руки попались некоторые отклики на критику ученого по отношению методов обучения в Бухаре. Авторы этих откликов сами обучались там и попытались встать на защиту Бухары и царивших там порядков. Один из авторов – имам из Казани мелла Мухаммедшакир ибн Габдулджаббар написал даже книгу. Он попытался перечислить достоинства Бухары, ее великих ученых, учебные заведения - медресе, существующие там порядки и достоинства. Однако излишнее приукрашивание действительности сыграло злую шутку над автором и его сочинение не пользовалось успехом. Книга называлась «Альмалякалятиз-захиря фи ахвалиль- бальдатил фахиря»).

Социальные комментарии Cackle