• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В чем был секрет мудрости и адаба Лукмана хакима?

Время чтения: 3 мин
3340

В творческом наследии выдающегося ученого и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) особый интерес представляет «Фавакихель джулюса» («Плоды, фрукты для угощения собеседников»). Автор, творчески переработав шедевры восточной нравственно-этической прозы, создал новое произведение, в котором отразились базовые ценности и каноны Ислама. Каюм Насыри называл свое сочинение «прикладной философией».

Эта книга «Каюма-бабая», как и его знаменитые календари, была чрезвычайно популярна в старину в народной среде и не утратила своей актуальности в наши дни. Islam-today продолжает публикацию знаменитого сочинения просветителя и педагога.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аллах Та’аля приукрасил небосвод солнцем, луной и звездами, а землю облагородил учеными, которые совершают благое соразмерно своим познаниям, разнообразием животного мира и живительной влагой, а также праведными правителями. И когда в Судный День на одну чашу весов будут помещены чернила, которые были использованы учеными при создании их научных трудов, а на другой будет кровь мучеников, отдавших свою жизнь за веру, то чаши весов укажут на одну и ту же меру между ними».

Один день, посвященный наукам, перед Аллахом Та’аля превыше, чем сто обычных дней. Когда кто-то из простых смертных отправляется в путь за знаниями, его сопровождает прикрепленный к нему ангел, который приведет его в райские кущи. Хазрати Али говорил, кто слаб в науках, степень уважения к нему в обществе соответственна. Мир зиждется на четырех вещах: на глубине познания ученых мужей, на праведности власть имущих, искренних молитвах уверовавших и на щедрости благодетелей. Во всех вероучениях приветствуются четыре качества: ученость, крепость в вере, святость, верность аманату. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Преуспевайте в изучении наук, так как ученость в лице Творца считается святым долгом».

Общеизвестно, что простой смертный с недоверием и неприязнью относится ко всему новому, неизведанному до тех пор, пока не начнет интересоваться и познавать предмет, вот тогда-то и меняется его отношение к нему. Обучение наукам и участие в научных дискуссиях подобно самоотверженной борьбе за веру. Передача своих знаний ближнему сопоставима с благодеянием и милостыней. Благодаря познаниям простой смертный умеет отделять дозволенное-халяль от недозволенного-харам, знания укажут истинный путь, ведущий в рай. Знания послужат утешением и защитой в опасности и горе, они скрасят одиночество и выполнят роль собеседника, направят по пути к радости и преградят дорогу горю и несчастью. Образованность и познания позволят достичь уважения и почета среди друзей. При встрече с врагом твои знания превратятся в надежное оружие. Благодаря учености достигнешь   святости. Известные и выдающиеся современники будут искать повода сблизиться и познакомиться с тобой. Благодаря уровню и глубине твоих познаний ты приблизишься ко Всевышнему, обогатишься знаниями канонов Шариата, будешь иметь достаток в доме.

Если после смерти какого-нибудь ‘алима его труды, перо и чернильница достанутся в наследство другому ученому, то тому ‘алиму уготованы рай и все его дары. Ученость подобна полноводной реке, а наука философия равнозначна бескрайнему морю. Правители, общаясь с учеными, ощущают себя бороздящими морские просторы.

У Лукмана хакима однажды спросили: «О, достопочтенный повелитель ученых! В чем секрет вашей мудрости и адаба?».

Мудрейший из мудрых ответил: «Я много повидал на своем веку людей невежественных и невоспитанных, а потому их пример был для меня назиданием, я остерегался всего, что вредит благородству и человеческому достоинству».

Образованность человека находит отражение в его воспитанности, достоинство богатства и состоятельность лица определяются щедростью, преимущество в силе определяется героизмом.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle