История / Татарский мир

Татарстан отмечает 190 лет со дня рождения великого татарского просветителя

2600

Татарстан отмечает 190 лет со дня рождения великого татарского просветителя

Татарстан отмечает 190 лет со дня рождения великого татарского просветителя

На днях исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося татарского просветителя, этнографа, писателя и публициста Каюма Насыри (Габделькаюма Габденнасыровича Насырова) (1825-1902). Отец и дед его были образованными людьми. Первоначальное образование Каюм получил в медресе деревни Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. 16-летним юношей его отдали на обучение в медресе Казани, где Каюм постигал науки в течение пятнадцати лет. За это время он в совершенстве овладел арабским, турецким, персидским и русским языками и выдвинулся в ряды образованнейших людей своего времени. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей, которые для татар выполняли роль периодической печати.

Наряду с богословскими науками в них публиковались обширные сведения по фольклору, этнографии, естествознанию. Кроме того, календари «Каюм-бабая», как его уважительно называли татары, наставляли крестьян, как вести разумно хозяйство, заниматься садоводством, животноводством, пчеловодством. Издаваемые тысячными тиражами и сравнительно дешевые календари были доступны и простому горожанину, и селянину. Большой любовью у читателей пользовались также литературные произведения Каюма хазрата. Одно из них «Фавакихуль джулюса», которое сам автор относил к жанру сочинений по адабу (этическим нормам Шариата) в подражание философам древности. Книга композиционно разделена на 40 глав, которые состоят из небольших интересных и весьма поучительных рассказов о деяниях Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), Его сподвижников и великих ученых, а также множество сюжетов из повседневной жизни.

Впрочем, обратимся к тексту сочинения:

“В племени детей Израилевых жила одна простая крестьянка. Она пребывала в такой нужде, что в ее хозяйстве была одна единственная курица, которой хозяйка очень дорожила и берегла как зеницу ока. Курочка ежедневно несла ей одно единственное яйчко. Все пропитание женщины состояло из этого яичка. Однажды к женщине пробрался вор и похитил курицу. Бедная женщина, узнав об этом, погоревала-погоревала и смирилась, но ни словом не упрекнула похитителя, предав все воле Всевышнего. Когда же вор, принеся домой, зарезал курицу и начал ощипывать, то в наказание свыше все куриные перья облепили лицо нечестивца, и сколько бы он ни старался очистить лицо, ему никак не удалось это сделать.

Наконец, в отчаянии он решил пойти к одному своему соплеменнику, который был весьма просвещен и умен. Похититель живности рассказал этому ученому мужу, как забрался в дом крестьянки и выкрал у нее курицу. Ученый заверил, что причиной всего произошедшего является невысказанное проклятие пострадавшей женщины, которая смиренно перенесла это несчастье свалившееся на ее голову. И единственный выход – сделать так, чтобы пострадавшая во всеуслышание объявила проклятие в связи с постигшим ее несчастьем. Вор подговорил одного из своих приятелей, чтобы явившись к этой женщине, разговорив ее, вынудить произнести проклятие.

Прятель так и сделал, он пришел к женщине и стал расспрашивать, что случилось с ее наседкой? Хозяйка рассказала без утайки, как у нее похитили курицу. Гость, притворившись, в отчаянии воскликнул: “Какой негодяй посмел причинить тебе такой вред?” Женщина сохраняла спокойствие и смирение. Из ее уст не прозвучало ни единого проклятия. Пришедший вновь с упорством начал повышать голос, чтобы задеть живые струнки хозяйки: “Каков наглец этот вор, что решился причинить страдания тебе, которая питается яйцами, которые несет эта курица. Ведь теперь тебя ожидает голодная смерть!” После этих слов женщина не выдержала и провозгласила проклятия.

Эти слова были восприняты свыше и куриные перья, облепившие лицо похитителя, опали. После этого люди обратились с вопросом к этому ученому: “Откуда вы узнали тайну произошедшего, и как вы объясните все это?” Ученый муж поведал следующее: “Поначалу сия женщина проявила мужество и смирение, так как не стала провозглашать проклятия в адрес похитителя и предалась воле Аллаха Та’аля, и Всевышний услышал ее, а когда она произнесла проклятие, то освободила вора от наказания в этой жизни, и куриные перья опали с его лица, однако это не означает, что он не будет строгого наказан в предстоящей жизни - в ахирате».

Рустем Магдеев, Казань

Понравилась статья? Пожалуйста - репост!

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home