История / Татарский мир

Концепция "Ислам и татарский мир" - это поиск духовных ориентиров татарского народа

2948

Поиск духовных ориентиров татарского народа

Поиск духовных ориентиров татарского народа

Всевышний Аллах говорит: «О, сын Адама! Как много светильников, которые погасил ветер страстей и прихотей, как много людей, которых испортило тщеславие, как много богатых, которых испортило богатство, и как много бедных, которых загубила бедность! Как много здоровых, которых испортило их хорошее самочувствие, как много ученых, которых испортили их знания, сколько невежд, которых испортило их невежество. Если бы не молящиеся старики, покорные Богу молодые люди, грудные дети и животные, которые пасутся, то, безусловно, Я сделал бы небо над вами железным, почву пустынной, а землю пеплом, Я никогда не послал бы вам с неба ни капли дождя, не прорастил бы на земле ни одного зернышка и ниспослал бы вам много страданий».

Имам Аль-Газали

БисмиЛляхи Рахмани Рахим! (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!)

Факт появления и обсуждения концепции «Ислам и татарский мир» подчеркнул то, что идет поиск духовных ориентиров. В такой момент, прежде чем начать движение, надо понять, где находишься, откуда и куда ты шел. Это очень хорошее намерение Духовного управления мусульман Татарстана. Заслуживает внимания название концепции. У народа, представители которого, рассуждая об исламе, ставят союз «и», по воле Всевышнего есть надежда на будущее. Вектор ислама несет объединительное духовное начало, которое бесконечно. Концепция содержит интересную историческую справку. Татары исторически, в основе придерживаются ханафитского мазхаба, считают, что имам Абу-Ханифа, как последователь, получил от сподвижников прямое, не искаженное учение Пророка, и что ханафизм – это и есть пророческий ислам.

Через имамов школ (4-х мазхабов) ислама, между которыми нет противоречий, предки мусульман стран бывшего СССР приняли его практику поклонения, науку, морально-нравственную суть, духовный путь. Важно больше раскрыть то, что основное влияние в распространении в практике и науке ислама среди татар имел суфизм, проповедовавший жизнь во имя Творца, укрепляя свободу человеческого духа от пристрастий личной материальной зависимости. Необходимо вернуть народу его историю. Все мусульмане, включая татар, веками жили наследием таких ученых, как Имам ал-Бухари, шейх Абу Мансур Матуриди, шейх Абдухолик Гиждувани, шейх Ориф Ривгари, шейх Али Ромитани, шейх Мухаммад Бобо Самоси, шейх Саид Амир Кулола, шейх Мухаммад Бахуддин Накшбанди, шейх Губайдуллох Ахрор. От каждого из них унаследованы сотни томов хадисов, целые библиотеки теологических исследований. Можно надеяться, что не полностью уничтожены мусульманские источники периода существования Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского, Сибирского Астраханского, Крымского ханств.

На протяжении веков мусульмане были свидетелями личного жизненного примера лучших духовных представителей своей общины-праведников (Аулия), полностью посвятивших себя Богу, выполнявших все, что делал, чего избегал, и что разъяснил Пророк Мухаммад (ﷺ). Святость таких людей почитали. Их уважали, любили, испрашивали у них советы, просили помолиться о них перед Аллахом, искали мудрого наставничества. В народной памяти остались истории божественных откровений, неподдающихся человеческой логике ситуаций (чудес), связанных с именами таких святых.

Основное значение и сущность выбора Ислама народом, заключался в следующем лозунге: "Рука в труде, Аллах в душе". Придерживающимся необязательно было все время твердить и всем показывать, что он верующий, читает намаз, постоянно ходит в мечеть и т.п. Самое главное, не отдаляясь от народа и общества, честно и добросовестно трудиться, заниматься полезным делом и быть истинным верующим, прежде всего в душе. Основными требованиями и сущностью такого выбора являются – не убивать, не изменять, не обижать, не быть завистливым, быть доброжелательным, честным и чистым душой, не препятствовать добрым делам, не угнетать других. Все те, кто чистосердечно верит Всевышнему, занимается богоугодным делом, честно трудится, оберегает себя от грехов, являются благочестивыми мусульманами.

Вера в Искренность (Ихлас) последнего пророчества, высочайшие нравственные качества Пророков, сподвижников, и последователей объединили большую часть племен, проживавших на огромной территории современной Российской Федерации, и за ее пределами. Сердечное поклонение, изучение жизненного пути пророков, их пример вели к духовному воспитанию людей в вере, и нравственному поведению в повседневной жизни, к росту личной и общественной культуры. Ислам дал главные ответы об устройстве мироздания, позволил человеку направить свой разум под контроль своего же сердечного выбора.

Таким выбором стало последнее Святое Писание – Коран. Источником воспитания нравственных качеств верующего человека явилось священное предание (Сунна), которая излагает неотъемлемые от нашей жизни примеры жизни Последнего Пророка Мухаммада (ﷺ) в качестве образца и руководства для всей мусульманской общины (уммы), и каждого верующего.

Духовность веры сохранялась в сердцах людей, не приемлющих игнорирования Искренности (Ихласа). Сведение в «определенных мусульманских кругах» понимания религии лишь как контролируемой вещаемой идеологии, формы религиозной обрядности, ритуальности, национальной окраски, привнесло в общество множество спорных путей, далеких от понимания духовности. Во все времена в обществе находились ярые сторонники противоположных идей. Кто-то призывал отказаться от религии как таковой, другие высказывали идеи реформации и модернизации, приспособления под изменяющиеся формы товарно-денежных отношений в обществе, диктуемые монополией капитала. Это был драматический для ислама период конца XVIII первой половины ХIХ веков.

Тогда, некоторые татарские богословы обосновали определенные общественные тенденции того времени такими понятиями как «эволюция Ислама», «интеллектуализация духовной жизни», «историческая мобильность религии». Государственная идеология последних лет также многократно меняло свое отношение к религии. В советский период, в условиях отсутствия частной собственности, государство официально навязывало обществу мнение, что Бога нет.

После распада СССР государством был заявлен принцип свободы религий, который реализовывался одновременно с отказом от добросовестной социальной политики, на фоне свободы частного капитала в бесконтрольных накоплении и тратах. В условиях циничной конкуренции рынка, навязанной обществу, выросло поколение единоверцев, исповедующих воззрения ограниченного круга. Это так называемые «знатоки хадисов», формально соблюдающие либо вовсе не признающие Сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха). Есть и такие, которые противостоят остаткам существующих нравственных устоев, требуя доказательств (далиль), что они обязаны соблюдать что-то, помимо известных им хадисов.

Именно восстановление механизма регуляции общества, которым являются духовные традиций наших предков, выходит сегодня на первый план актуальности. К примеру, немногие жители крупного поселка Дербышки, который расположен на территории Казани, свяжут его наименование с татарским словом «Дэрвишлэр» (Дервиши), пришедшее из суфизма. В таких условиях стала очевидной важность восстановления в обществе национальной, культурной, исторической, народной памяти о наших праведных предках. Ислам не ограничивается лишь только Масджидом (мечетью) или Медресе. Ислам не ограничивается идеологией государства. Ислам не ограничивается анализом. Это – образ жизни. Всякий и каждый аспект жизни мусульманина подразумевает Искренность (Ихлас), наполненную величайшей мудростью Аллаха.

Гаяз Ахтямов, юрист, экономист и общественный деятель

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home