Реклама
История / Татарский мир

Истинный ученый, горячо любивший свою родину, свой народ...

1933

Каюм Насыри

Каюм Насыри

Габделькаюм Габдулнасыров (Каюм Насыри) – один из самых выдающихся представителей татарской интеллигенции, талантливый краевед, педагог, просветитель. Родился Каюм Насыри в деревне Ширдан 2 февраля 1825 года в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл. С юных лет Каюм начал проявлять любознательность. Азы грамоты будущий просветитель получал от отца, который не только хорошо владел пером, но знал русский, персидский и арабский языки. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам.

Некоторое время спустя Насыри поступил в медресе «Касимия», бывшее самым крупным мусульманским учебным заведением конца XVIII века. Стоит отметить, что уровень подготовки в медресе был на высоком уровне, а среди преподавателей можно было встретить такие известные имена, как Ахмад-Заки Валиди, Шигабутдин Марджани, Гафур Кулахметов, Ахметхади Максудов. Именно из стен медресе «Касимия» вышли такие личности мусульманского мира, как Садри Максуди, Муса Бигиев, Гаяз Исхаки и Загир Бигиев. В медресе Каюм обучался под патронажем Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793–1863). Этот священнослужитель был известен не просто как прирожденный педагог и талантливый ученый, но и как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Курсави. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка.

С 1855 по 1871 год Насыри решает стать преподавателем в Казанском духовном семинарии и Казанском духовном училище. Таким образом он приобщает будущих служителей христианских православных церквей к татарскому языку, культуре и истории татарского народа. Параллельно Каюм обучается в Казанском университете в качестве вольного слушателя, где принимает активное участие в работе «Общества этнографии, истории и археологии». Уже в 1885 году он становится действительным членом данного общества. За годы обучения в Казанском университете Каюм Насыри сотрудничает с такими выдающимися учеными как, историк М.М. Хомяковым, Н.Г. Фирсов, востоковед Н.Ф.Катанов и известный Гордей Саблуков.

В 1871 году Каюм Насыри, желая обучить русской грамоте татарских детей, открывает свою собственную школу в столице Татарстана, а 8 лет спустя начинает активно заниматься научной и творческой деятельностью. В течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, горячо любившим свою родину, свой народ и немало сделавшим для его развития.

Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри целью всей своей жизни видел распространение среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он был в авангарде представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение представляет собой выражение всей татарской просветительской идеологии.

Первым печатным трудом был учебник «Синтаксис», увидевший свет в 1860 году. Затем выходят его книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году Каюм Насыри начал издавать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете – «Утренняя звезда», но царское правительство не дало разрешения на издание газеты. Несмотря на разногласия, Каюм Насыри по-прежнему развитие татарской нации связывал с русским народом и ратовал за сближении этих двух народов. Он чутко и ревниво оберегал честь и достоинство страны, татарского и русского народов. Насыри считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря русской культуре и сближению с ней.

Дед Каюма – Хусейн бин Альмухамед, окончив прославленное медресе Сагита Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район РТ), во второй половине XVIII – начале XIX века был имамом в Верхних Ширданах, с успехом занимался преподавательской и научной деятельностью. Он оставил ряд рукописных трудов по арабскому синтаксису и грамматике, пользовавшихся большой популярностью у шакирдов того времени. К сожалению, его сын Габденасир, несмотря на блестящие способности и фундаментальные знания в области исламских наук, полученные в самых авторитетных центрах татарского мусульманского просвещения в Казани, в деревнях Берези и Маскара (ныне Кукморский район РТ), не стал проповедником.

Образованный, хорошо знавший русский язык Насыр-мулла все силы и время отдавал заботам о родном ауле и односельчанах. Как впоследствии писал Каюм Насыри, “сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых дел... снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его “милосердным”. Общественные проблемы так и не дали Габденасиру хазрету возможности официально проповедовать в сельской мечети. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг.

Будучи страстным поборником просвещения, Каюм Насыри хотел построить в родной деревне школу. В последний год своей жизни он вернулся обратно в родную деревню, а все свои заработанные деньги отдал на строительство новой мечети. Умер он в возрасте 78 лет 20 августа 1902 года. К сожалению, он не успел дожить даже до начала строительства своей мечети, она уже была построена без него. Просветитель был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Новотатарской слободы города Казани.

Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX – начала XX века – Габдуллы Тукая, Фатыха Амирхана, Галиаскара Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.

Ильмира Гафиятуллина

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home