• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Страница из жизни Посланника Аллаха (с.а.в.). Призыв своего народа в Ислам во время смерти Абу Талиба

Время чтения: 9 мин
6530

 

Страница из жизни Посланника Аллаха (с.а.в.). Призыв своего народа в Ислам во время смерти Абу Талиба

Когда Абу Талиб заболел, к нему подошли наиболее знатные из курайшитов: Утба бин Рабиа, Шайба бин Рабиа; Абу Джахль бин Хишам; Умаййа бин Халаф и Абу Суфьян ибн Харб. Они сказали: «Твой племянник ругает наших богов, делает то-то и то-то, говорит то-то и то-то, почему бы тебе не позвать его и не предупредить, чтобы прекратил». После чего Абу Талиб послал за Пророком (с.а.в.), и он пришел. Зайдя в дом, (он увидел, что) между собравшимися людьми и Абу Талибом было место только для одного человека. Абу Джахль вскочил и сел около Абу Талиба, чтобы тот не расчувствовался и не изменил своего мнения (относительно веры). Посланник Аллаха, не найдя другого места, сел у двери. Абу Талиб сказал ему: «О, мой племянник! Что скажешь о том, что твое племя жалуется на тебя и утверждает, якобы ты ругаешь их богов, и говоришь то-то и то-то, делаешь то-то и то-то?» Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: «О, мой дядя. Я их призываю лишь к одному слову, благодаря которому они покорят арабов, а другие народы станут выплачивать им подать». Они сказали: «Одно слово? Хорошо, да хоть десять слов, клянемся твоим отцом, и что же это за слово?» Расулюллах сказал: «Нет божества кроме Аллаха». После чего они расстроились, начали трясти свои одежды, приговаривая: «Неужели он хочет заменить многих богов единым Богом? Воистину, это – нечто удивительное!» (Сад, 38/5)[1].

В другой версии хадиса Абу Талиб сказал: «О, мой племянник, клянусь Аллахом, сколько я тебя знаю, ты всегда относился ко мне почтительно. Но вот пришли люди из твоего племени, утверждающие, якобы ты около Каабы и в доме мудрости[2] сказал то, что причинило им страдания. Как ты думаешь, может, оставить их в покое?» Посланник Аллаха устремил свой взгляд в небо и сказал: «Клянусь Аллахом, я не в состоянии прекратить то с чем был послан настолько, насколько вы не в состоянии вырвать у солнца часть его огня»[3]. В другой версии хадиса Абу Талиб сказал: «О, мой племянник! Люди из твоего народа пришли ко мне и сказали то-то и то-то. Так пощади меня и себя и не заставляй меня переносить то, что я могу не вынести!» Посланник Аллаха (с.а.в.) подумал, что дядя не будет больше его защищать и выдаст его, и что он уже устал поддерживать и защищать его, после чего сказал: «О мой дядя! Если даже мне положат солнце в правую руку, а луну — в левую, с условием оставить это дело, я не оставлю его, пока не завершит его Аллах полностью или пока не погибну!» Потом Посланник Аллаха прослезился и заплакал[4].

В это время лидеры курайшитов высказали много нелицеприятных слов в адрес Посланника Аллаха, выдвигая против него различные обвинения. Наконец, некоторые предложили: «Послушай (О, Мухаммад), если у тебя потребность в богатстве, давай мы соберем для тебя его, и ты станешь самым богатым из курайшитов. Если ты хочешь женщин, то выбирай любых женщин среди курайшиток, поженим тебя сразу на десяти из них»[5].

Утба бин Рабиа сказал: «Слушай, племянник! Я считаю тебя из нас средним по хозяйству, зато наивысшим по положению. Однако ты внес в наше племя нечто такое, чего еще никто до тебя не делал. И если посредством этого ты хочешь получить богатство - то за тебя похлопочет твое племя и соберет столько, что станешь самым богатым среди нас. Если же тебе нужна власть, то давай мы наделим тебя ею настолько, что будем слушаться только тебя и никого другого. Но если все это от бесноватости, и ты не можешь ничего с этим поделать, мы потратим любые средства чтобы вылечить тебя от этого. Если же ты хочешь стать нашим королем, то давай сделаем тебя таковым». После чего Пророк (с.а.в.) прочитал суру «Разъяснены» с начала и до 37-го аята, затем совершил земной поклон[6].

Потом они друг другу сказали: «Ей-богу, этот человек не даст вам ничего из того, что вы хотите. Уходите и продолжайте придерживаться религии своих отцов, пока Аллах не рассудит между ним и вами». Потом они разошлись. Абу Талиб Посланнику Аллаха сказал: «Ей-богу, сын моего брата! Я не считаю, что ты требовал от них чрезмерное». Когда Абу Талиб сказал это, Пророк (с.а.в.) пожелал обратить его в  ислам, и стал ему говорить: «О дядя! Так ты скажи это, и я в Судный день буду заступником за тебя». Когда Абу Талиб увидел, что хочет Посланник Аллаха, сказал: «О сын моего брата, ей-богу, если бы я не боялся, что после меня тебя и твой род будут оскорблять, и что курайшиты подумают про меня, что я произнес эти слова, испугавшись смерти, то я бы их произнес»[7]. По версии имама Муслима, по этой причине был ниспослан следующий аят: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». (Рассказы, 28/56)[8].

В другой версии хадиса, когда Абу Талиб был уже близок к смерти, к нему (домой) вошел Посланник Аллаха (с.а.в.). Там уже собрались Абу Джахиль и Абдуллах ибн Абу Умаййа (и другие мушрики), и сказал Пророк (с.а.в.): «О дядя, произнеси слова «Нет бога, кроме Аллаха», благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» (Услышав это,) Абу Джахль и ‘Абдуллах бин Умаййа (в один голос) воскликнули: «О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба?!» А Посланник Аллаха продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, (подтвердив, что) он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: «Нет бога, кроме Аллаха». Тогда Посланник Аллаха (с.а.в.) воскликнул: «Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: «Не следует ни Пророку, ни тем, кто уверовал, просить прощения у Господа для язычников, даже если кто-то из них приходится родственником. [И не допускается молиться об их помиловании] после того, как стало ясно и очевидно, что они [те или иные, прожившие свою жизнь в язычестве] являются обитателями Ада [до самой смерти так и не уверовали в Бога, с постулатами веры так и не согласились]» (Покаяние, 9/113)[9].

 



[1] Имам Ахмад, 3419; Ибн Кясир, тафсир аята №5 суры «Сад»

[2] Дар уль-Надуа – дом, где собирались руководители племени и обсуждали наболевшие вопросы общества.

[3] Хайсами, Маджма уз-Заваид, 9809

[4] Ибн Кясир, аль-Бидая, 3/55

[5] Ибн Кясир, аль-Бидая, 3/79; Абу Йала, 1818

[6] Ибн Кясир, аль-Бидая, 3/65

[7] Ибн Кясир, аль-Бидая, 3/151

[8] Муслим, 25

[9] Бухари, хадисы №3671 и 4398

Социальные комментарии Cackle