• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Положении тюрко-татар эмигрантов в Европе

Время чтения: 10 мин
4881

 

После прихода к власти в России большевиков тюрко-татары вынуждены были, оставив свои родные насиженные места, покинуть Россию и рассеяться по всему миру и, в частности, многие из них переселились в соседние с СССР государства, где они имели возможность проживать свободно, без всяких притеснений и без всякого риска потерять свое национальное лицо.

Большая тюрко-татарская колония насчитывается в Финляндии, проживающая в столице Финляндии Гельсингфорсе, Таммерфорсе и др. Тюрко-татары в Финляндии большей частью занимаются торговлей и имеют свою хорошо организованную национальную общину, целью которой является: содержание мечети, школы, обучение детей в национальном духе и ведение всех культурно-просветительных и национальных дел тюрко-татар. Тюрко-татарская община встречает полное сочувствие со стороны финского правительства, которое не оказывает никаких препятствий для проведения в жизнь национально-культурных задач тюрко-татар, а даже наоборот, правительство содействует сбору добровольных членских взносов членов Общины.

Согласно законов Финляндии все дети без исключения должны получать образование, так что в Финляндии все дети тюрко-татар без исключения получают свое национальное образование. То же самое и с исповедованием религии, так как в Финляндии в противоположность безбожничеству в СССР, все без исключения должны исповедовать какую-нибудь религию, так что все дети тюрко-татар получают национально-религиозное воспитание.

Тюрко-татарская община содержит одного муллу, который разъезжает по местам населения тюрко-татар, совершает намазы, читает проповеди на национально-религиозные темы. То же самое со школой, которая часть года находится в одном городе, другую часть года в другом городе и т.д.  
При общине имеется кружок молодежи, которая занимается культурной работой, спортом, музыкой, театром. Среди спортсменов тюрко-татар имеются такие, которые на городских состязаниях получили первые места и призы.
Политические организации тюрко-татар объединены вокруг общества «Прометей». Тюрко-татары в Финляндии не только не подвержены коммунистическому влиянию коммунистов, но, наоборот, ведут самую решительную борьбу с коммунизмом. Тюрко-татары в Финляндии издают газету на родном языке под названием «Туран». Экономическое положение тюрко-татар в Финляндии довольно высокое, а бедствующих семей совсем нет.

Такая же постановка национально-религиозного дела в Эстонии и Латвии, но ввиду малочисленности проживающих тюрко-татар они не могут развернуть работу в таком масштабе, как в Финляндии, но зато они имеют ту особенность, что они не разбросаны по Эстонии и Латвии и находятся в их столицах, и ведут относительно обеспеченную жизнь, и они ни в какой степени не подвержены ассимиляции.

Тюрко-татары в Польше занимают особое положение. С давних времен турки и тюрко-татары полякам оказывали много услуг военного характера, поэтому тюрко-татары пользуются особой симпатией среди поляков. Еще в 1410 годах, когда Польша постоянно страдала от нападения немцев, Польша обратилась за помощью к Золотой Орде, которая под командованием Туган Мирзы на помощь Польше отправила больпое войско, которое, разбив немцев, спасло их от постоянных набегов немцев. Многие офицеры и солдаты остались на постоянное жительство в Польше, которая в знак благодарности за их услуги наделила их землей. Польские татары со временем женились на полячках и потеряли свой родной язык, но сохранили свою религию Ислам. Польские татары и во время последней освободительной войны с СССР играли важную роль.
В знак перечисленных заслуг тюрко-татар перед Польшей тюрко-татары и польские татары пользуются большой симпатией и уважением среди поляков. Польские татары насчитывают всего около 10000 человек, одна часть находится в Литве, а другая в Латвии, имеют около 20 общин, имеют свои школы, мечети.

В Варшаве проживает довольно большое количество тюрко-татар, также имеющих своего муллу, мечеть, школу, преподавание в которой происходит на родном языке. В Варшаве также проживают и кавказские эмигранты, встретившие хороший прием со стороны Польши.
В Варшаве имеется Комитет культуры тюрко-татар Идель-Урала. Кроме означенного комитета, еще имеется объединенный Комитет тюркских народов. Все тюркские народы, проживающие в Варшаве, свои религиозные праздники проводят вместе в одной дружной семье.

Во время Мировой войны в рядах русских войск в войне принимали участие до 900000 тысяч тюрко-татар, из которых большая часть попала в плен Германии. Количество пленных тюрко-татар в Германии насчитывало около 55000, которые германским правительством были расселены отдельно от остальных пленных в лагере Вундсдорф. Во время революции большая часть пленных тюрко-татар вернулась обратно в Россию, а часть осталась в Германии и живут и в настоящее время, занимаясь торговлей, и показали большие коммерческие способности. Среди бывших военнопленных в настоящее время имеются такие, которые обладают капиталом в 100 тысяч марок.
Кроме военнопленных, в Германии проживали тюрко-татары, приехавшие туда для получения высшего образования, и представляли из себя центр тюрко-та-тарской интеллигенции в Германии. Кроме тюрко-татар, в Германии проживают и другие представители тюркских народов: афганцы, персы, индийские мусульмане, приехавшие туда также для получения высшего образования.
Тюрко-татары и представители разных тюркских народов свои религиозные праздники проводят одной дружной семьей. На больших праздниках собираются до 600 человек, и все они объединены вокруг общества «Туран», где они проводят свое время за разными культурными занятиями, как-то: читают доклады, рефераты, собеседования на разные национальные темы, музыка. Руководящую роль в обществе «Туран» играют тюрко-татары.

 

В противоположность национальному обществу «Туран» коммунисты среди тюрко-татар, обучающихся за счет советского правительства, организовали антинациональное другое общество, в котором среди его членов распространялись идеи ленинизма и коммунизма. Коммунисты запретили студентам, получающим субсидию у советского правительства, посещать общество «Туран».
Ввиду того, что многие студенты тюрко-татары, члены общества «Туран», закончив свое высшее образование уехали из Германии, общество «Туран» вынуждено было закрыться.

Военнопленные тюрко-татары имеют свое общество, библиотеку-читальню, школу. В Германии издаются журналы на тюрко-татарском языке: «Яни милли юл», «Яшь Туркестан», «Истик-лаль». Тюрко-татары и представители других тюркских народов пользовалисъ мечетью военнопленных, но затем на собранные среди индийских мусульман деньги была построена мечеть в самом Берлине. Тюрко-татары имеют и свое чисто национальное общество. Кроме того, имеется организация молодежи «Берек», которая ведет свои дела совершенно самостоятельно. Ввиду общности интересов грузин, украинцев и казаков в Берлине имеется отделение общества «Прометей».

Количество тюрко-татар военнопленных находится без изменения, но количество студентов тюрко-татар за последнее время резко уменьшилось.
С большим удовлетворением приходится отметить то явление, что тюрко-татарская молодежь, несмотря на то, что она получает европейское образование, совсем не потеряла своего родного языка и своего национального лица, и ни в какой степени не подвержена ассимиляции.
Некоторые из тюрко-татар, получившие образование в Германии, уже известны в ученом мире и имеют изданные научные труды.

В Чехословакии проживает небольшое количество тюрко-татар, приехавших туда главным образом для получения высшего образования. Некоторые из них получают субсидию от правительства.- Кроме студентов, там проживает небольшое количество военнопленных.
В Австрии также живет небольшое количество тюрко-татар, получающих высшее образование.


Во Франции и Венгрии также живет небольшое количество тюрко-татар, получающих высшее образование.
Тюрко-татары, проживающие в Румынии, занимают особое положение, так как они там живут давно, со времени Золотой Орды. В Румынии главным образом живут тюрко-татары, крымские татары, переселившиеся сюда после взятия Крыма русскими, и турки, насчитывающие всего 220 тысяч и проживающие главным образом в районе Дубруджа. Все они пользуются широкой свободой в проведении своих национальных вопросов.

Среди тюрко-татар имеется много образованных и ученых людей: адвокатов, докторов, инженеров. Тюрко-татары и крымские татары не потеряли надежды на возврат на родину и с нетерпением ждут этого счастливого момента. Среди тюрко-татар имеется много миллионеров, имеющих большие коммерческие дела.

Тюрко-татары, прибывшие в Турцию до революции, почти все живут вместе, организовав одно большое поселение, и совершенно не утратили своего национального быта, и все они турецкие подданные.
Наши соотечественники имеют большой вес и в культурном мире Турции. Так, например, распространителем весьма популярной идеи единства культуры тюркских народов является наш соотечественник Юсуф бей Акчура. В турецких университетах читают лекции много профессоров тюрко-татар, некоторые из них даже занимают ректорские посты, и все они пользуются большим уважением среди студенчества и ученого мира. Также имеется много учителей в начальных и средних школах.
В прессе тюрко-татарские журналисты также занимают большое место. Так, например, редактором политического отдела самой распространенной в Турции правительственной газеты «Джумгурият» состоит наш соотечественник Файзи.
Во главе правительственной авиации также наш соотечественник. В железнодорожном строительстве также много наших соотечественников, занимающих ответственные посты.

В коммерческом мире также много коммерсантов тюрко-татар, производящих большие коммерческие операции.
В настоящее время по инициативе турецкого правительства происходит туркизация турецкой речи и исто рии, для этой цели создан особый комитет, куда приглашены многие ученые тюрко-татары, а председателем Комитета состоит наш соотечественник Юсуф Акчура.
Все представители тюркских народов объединены вокруг общества «Туран», а представители кавказских народов объединены вокруг общества «Прометей».

Наши соотечественники тюрко-татары также имеются и в мусульманских государствах: в Персии, Египте, Индии, Китайском Туркестане, Палестине, где они также живут самостоятельно своей национально-культурной жизнью, ни с кем не связаны, в частности с русскими никаких отношений не имеют, ни в какой степени не потеряли своего национального лица и совсем не подвержены вредному влиянию коммунизма, а наоборот, являются ярыми противниками его, и их единственное желание поскорее увидеть свою родину свободной и счастливой и возвратиться туда.
Таким образом, тюрко-татары Идель-Урала живут своей национальной самостоятельной жизнью, они должны так жить, они будут так жить, пусть у русских будет свой Распутин, если хотят три Распутина, но тюрко-татары должны жить своей национальной жизнью, совершенно независимой от русских, так как путь ее единонациональный.

Кроме ученых тюрко-татар, имеются и военные, занимающие высокие посты. Среди молодежи имеются много хороших спортсменов с хорошими достижениями, состоящими в разных тюрко-татарских спортивных организациях.
Крымские татары и тюрко-татары между собой живут весьма дружно, так как с давних пор они оказывали друг другу большие военные услуги. Например, во время взятия Казани Иваном Грозным крымские татары оказали большую помощь казанскому хану и, наоборот, во время крымской войны казанские татары оказали большую помощь крымским татарам. Кроме того, известный общественный деятель Исмагил Гаспринский, издатель газеты «Тарджиман», пользуется одина ковой популярностью как у крымских татар, так и у тюрко-татар. Крымские татары оказывают полное сочувствие идее Идель-Урала и оказывают широкую помощь в этом направлении. Например, в первые годы издания журнала «Яни милли юл» в его издании деятельное участие принимали и крымские татары.
В Болгарии также проживает небольшое количество тюрко-татар, главным образом, крымские татары. Издают газету на родном языке под названием «Рягбер», в котором сотрудничают известные ученые и журналисты тюрко-татары.

Тюрко-татары, проживающие в Турции, занимают совершенно особое положение благодаря следующим причинам: общность религии Ислама, затем во время Мировой воины тюрко-татары Идель-Урала, пробравшись в Турцию, организовали волонтерские отряды и боролись за Турцию. То же самое было и во время освободительной войны.

Кроме того, единство культуры всех тюркских народов заставляет турок относиться к нам с симпатией. Тюрко-татары Идель-Урала в Турции пользуются многими привилегиями, представленными турецким правительством. Например, для получения турецкого подданства необходимо прожить в Турции не менее 5 лет, какового ограничения для тюрко-татар не существует, так как они получают подданство сейчас же по приезду в Турцию. Молодежь имеет возможность получать высшее образование совершенно бесплатно.
В Турции тюрко-татар насчитывается около 5000 тысяч. Некоторые прибыли в Турцию давно, а большая часть переселилась сюда после революции в России. В экономическом отношении тюрко-татары устроены хорошо.

Социальные комментарии Cackle