• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Положение тюрко-татар в СССР, их движение, взгляды и надежды на будущее. Туркестан, Кавказ, Крым, Идель-Урал и Сибирь

Время чтения: 17 мин
5001

 

Положение тюрко-татар в СССР, их движение,

взгляды и надежды на будущее. Туркестан, Кавказ,

Крым, Идель-Урал и Сибирь [1]

 

Миллэт Меджлиси [15], собранное в конце 1917 года в Уфе, разрабатывает статус культурно-национальной самостоятельности т[юрко]-татарского народа и разрабатывает Конституцию Идель-Уральской Республики.

Наступившая большевистская революция в Центральной России, в Петербурге и в Москве в тюркских областях нигде не принимается, и многие инородные области: Крым и Кавказ - объявляют свое отделение от России и начинают существовать совершенно самостоятельно, а Идель-Урал и Туркестан, хотя и не декларируют свою самостоятельность, игнорируют большевистскую власть в Москве, под покровительством тат[арских] полков живут совершенно самостоятельно. Но большевики захватывают все русские области, и русское население, одураченное большевистскими обещаниями, везде принимает советские системы. Наступает момент сильной вражды т[юрко]-тат[арских] националистов с большевиками. В апреле 1918 года после многочисленных кровопролитных столкновений большевикам удается захватить т[юрко]-татарские центры Казань и Уфу, они распускают нац[иональное] управление т[юрко]-татар, расформировывают Военное шуро Красной Армией и грабят нац[иональный] фонд. Большевики, боясь сильного нац[ионального] движения у т[юрко]-татар, декларируют самоопределение тюркских народов и, беря из архивов национального] управления Конституцию Идель-Уральской Республики, обещают его осуществить на начале советизации, но восстание чехов создает благоприятную почву для борьбы т[юр-ко]-татар за свою идею, и начинается вооруженная борьба по всему Поволжью т[юрко]-татар против большевиков. Тюркский народ Идель-Урала, как народ зажиточный и как народ национально дисциплинированный и воспитанный тысячелетиями в духе священности частной собственности, сопротивляется всеми силами распространению идеи коммунизма и советизации страны, [но появление в Сибири колчаковского правительства и его черносотенно-консервативной политики по отношению к мусульманскому народу вообще] [16] открывает широкое поле среди т[юрко]-татарского населения для рекламирования большевистского свободолюбия, [когда колчаковское правительство дает распоряжение об аресте главы мусульманского], духовенства -главного муфтия и его сотрудников] [17], большевики отвечают декларированием Башкирской Советской Республики. [Кроме того, русское атаманство, возникшее повсюду среди казачества, как в Оренбурге, Семипалатинске, своим произволом и грабительством отталкивает тюрко-татарское население] [18]. Разрушается фронт сопротивления большевикам, и все т[юрко]-татарские области остаются в руках большевиков. Большевики, боясь силы национального] движения среди татар, вынуждены удовлетворить хотя бы частично свои обещания, объявляют автономию для тюркских областей, боясь единого т[юрко]-татарского фронта на Волге, они Идель-Урал разделяют на несколько частей, объявляя отдельно Советский] Татарстан и Советский] Башкортостан. Причем Татарстан создается таким образом, что 64 % тат[арского] населения остается вне Тат[арской] республики. Кроме того, большевики хотят внедрить среди т[юрко]-татар Идель-Урала племенную вражду, разделяя их на башкир, татар, тептяр, мешар и т. д., но, боясь результатов враждебного опыта колчаковского правит[ельства] по отношению к Мус[ульманской] духовной организации, большевики оставляют Духовное управление мусульман т[юрко]-татар в покое, и эта организация работает над религиозным объединением административно разделенных татарских областей Татарстана, Башкортостана и других. Ему действительно удается объединить многомиллионное мусульманское население под одним управлением. В это время создаются Советский Казахстан и Сов[етский] Туркестан, но национальные тюрко-татары сильно сопротивляются этой разделительной политике Советов и стремятся к созданию единой татарской области, включая Урал, Туркестан и Казахские области, центром этого объединенного движения все время остаются Казань и ее интеллигенция. Москва сильно ненавидит Казань за эту, с ее точки зрения, подрывную работу и ждет случая рассчитаться с ее давней соперницей. Наступает 1920 год - год засухи, несмотря на полуголод, Москва приказывает выплатить прод[овольственный] налог на 100 % и обеспечивать продуктами 10-тысячную армию за счет Татарстана. В этом неурожайном году в Поволжье, Украине, которая имела хороший урожай, платят только 57 % прод[овольственного] налога. Тюрко-татарское население Поволжья остается без семян и без рабочего скота, а в 1921 году неимоверно страдает от голода, холеры, тифа и других болезней. В результате татарское население вымирает на 23%, а башкирское больше чем на 60%, достигая в некоторых областях до 75%. Казань обнищала и интеллигенция разбегается по всем инород[че]ским областям, и разрушаются все культурные организации, как книгоиздательство, пресса, театр и др.

Московские коммунисты царствуют над ограбленным, униженным Идель-Уралом. В это время крымские татары ведут отчаянную борьбу: то против московских советчиков, то против разрушителей национальн[ых] государств, как Украина, и казачьих областей. Генералы] Деникин и Врангель под конец подпадают под власть Москвы. Наступает очередь за кавказскими самостоятельными республиками, как Сев[ерный] Кавказ, Азербайджан и Грузия. Большевики, боясь открытого столкновения с кавказскими республиками, прибегают к хитрости: с одной стороны, они подписывают договор о признании Азербайджана, с другой стороны, сосредоточивают Красную Армию на границе Азербайджана, когда они собирают достаточную силу, отправляют особую делегацию азербайджанскому правительству, говоря, что татаро-башкирские полки, прибывшие на границу Азербайджана, хотят добровольно идти на помощь Турции, которая борется за свою самостоятельность, и просят пропустить эту армию, причем свою армию украшают т[юрко]-татарскими штандартами и турецкими флагами, и, зная сопротивление азербайджанского правительства, направляют массу агитаторов для распространения слуха, что, мол, азербайджанское правительство не пускает тюрко-башкирских солдат на помощь Турции. В то же время они заставляют армянское правительство, уже принявшее советскую опеку, наступать на азербайджанскую территорию. Азербайджане для защиты своей границы оголяют свои границы против Советов. Пользуясь этим положением, большевики ультимативно требуют пропуска татаро-башкирских полков на помощь Турции. Тогда, вынужденное под давлением обстоятельств и общественности, азербайджанское правительство вынуждено было принять условие большевиков и подписывает договор о безостановочном движении татаро-башкирских полков в Турцию. Большевики, нарушая свое обещание, поворачивают в Баку и захватывают город и весь правительственный аппарат (27 апр[еля] 1921 г.) и лживые татарские штандарты выбрасывают, и перед национальным тюркским Азербайджаном являются чисто коммунистические солдаты.

 

В Туркестане после падения национальн[ого] ко-кандского правительства большевики захватывают близлежащие к жел[езной] дор[оге] города и устраивают минимальные советские аппараты, но освобождение их войск в Сибири, поражение Колчака и в Юж[ной] России поражение Деникина и Врангеля дает им возможность сосредоточить большие силы в Туркестане: удар за ударом уничтожают Хивинское ханство и Бухарское эмирство, причем беспощадно грабят: из Бухарского казначейства в одних золотых монетах они вывозят 140 мил[лионов] и бесконечные вагоны серебра, драгоценностей, шелк и ковры. Непопулярный Эмир не может оказать достаточно[го] сопротивления и бежит в Афганистан. Но народ не мирится с этим положением и восстает, везде образуются отдельные партизанские отряды под командой отдельных народных богатырей [..-] [19], облагая все ближайшие к жел[езной] дороге города и не допуская большевиков вглубь страны. К этим басмачам бегут из Идель-Урала многочисленные националисты и остатки разбитых татарских полков, причем они все играют роль инструкторов для военного обучения не побывавших на войне туркестанских "джигитов". Комитет освобождения Туркестана из-под власти русских приглашает встать во главе этого движения знаменитого турецкого революционера и военного министра во время мировой войны Энвер-пашу [20]. Объявляется война за освобождение и самостоятельность Туркестана. Энвер-паше удается собрать вокруг нац[ионального] флага разбросанных басмачей около 30000 добровольцев, и он постепенно захватывает всю Вост[очную] Бухару, но страдает отсутствием вооружения, а в особенности артиллерии. С целью захвата оружейных складов он кавалерийским налетом хочет захватить Самарканд, хотя ему и отчасти удается, его легкая кавалерия не выдерживает оружейно-пулеметного огоня, и он вынужден был отступать, не захватив нужного оружия. Большевики сосредоточивают несколько корпусов армии с аэропланами и заставляют Энвер-пашу вести оборонительную войну. В одном сражении Энвер-паша умирает, и его армия, охваченная паникой, уступает свои позиции. Его заместителю Сами-паше хотя и удается восстановить порядок и вести еще в продолжение года партизанскую войну, но они тоже вынуждены были покинуть страну и перейти афганскую границу. Таким образом, крупное бесконечное движение в 1924 году прекращается. И постепенно большевики овладевают всей страной. Москва в это время, видя банкротство своей коммунистической политики, объявляет новую экономическую политику - нэп, благодаря чему везде возникает частная торговля, и т[юрко]-та-тарские купцы рождаются, как грибы после дождя: не только татарск[ие] центры - Казань, Оренбург, Уфа, но и Москва, Киев, Харьков, Ростов покрываются татарскими магазинами. Тюрко-татарский народ быстрым шагом начинает обогащаться. Казань принимает свой дореволюционный [вид] [21] и все больше и больше привлекает интеллигентные силы. С усилением экономической силы городов усиливается национальное течение, и под разными советскими покрывалами начинают работать национальные организации. Все они стремятся, во-первых, к единению с тюркскими элементами Кавказа, Крыма и Сибири и, с другой стороны, созданию единого фронта против коммунистов с целью отторжения своих стран [из] [22] под влияния Москвы. Создаются тайные организации среди правящих классов Татарстана, Крыма, Башкортостана, Кавказа и Туркестана. Для руководства общими тюркскими фронтами разрабатываются и основы будущего тюркского государства и создается общая программа под названием «Туран», во главе которого стоит быв[ший] секретарь Комиссариата по нац[иональным] делам и личный секретарь Сталина Саид Гирей Султан Галеев. Благодаря этой организации, повсюду в тюркских областях культивируется идея ненависти [к] большевикам и идея единства и братства и общности цели [тюркского] [23] народа, живущего в России. В 1925 году во всей России (СССР), несмотря на ее деление на отдельные советские республики, перед Москвой стоит единая Татарская сила, зачастую прикрывающая свои намерения коммунистическим флагом, объединенная единством языка, религии, культуры и ведущая скрытно борьбу не на жизнь, а насмерть с московским интернационализмом. Большевики принимают против этого меры. Национально-культурный и национально единый Туркестан разделяют на Казахстан, Туркестан, Узбекистан, Кара-Калпакистан, и управление над этими областями, хотя и объявляется автономным и самостоятельным, дается пришельцам -коммунистам. В каждой из этих республик они создают отдельные аппараты и системы школьного обучения, отдельные культурные центры, как-то: пресса, книгоиздательство, театр и музыка, но это тоже не может разъединить единый тюркский народ, живший в течение тысячелетия одной жизнью, тогда московские мудрецы из Коминтерна разыскивают новые методы культурного разъединения. Под флагом негодности арабского алфавита, которым они пользовались 1000 лет, создают особый институт для изучения этого вопроса. Институт создает два алфавита латино-русского образца и проводит эти деления репрессивными мерами. Тюрко-татары сопротивляются этому новшеству, и Казань до последнего момента не принимает его, но Московский Чека заставляет ее замолчать, тогда тюрко-татары выдвигают вопрос о принятии единого латинского алфавита, но Москва, видя в этом проявление казанского империализма во имя защиты малых народностей отвергает, и так вводятся разнородные и очень различающиеся друг от друга два латинских алфавита для единого народа, различающегося друг от друга только географическим положением. Борьба за свой алфавит еще обостряет отношение т[юрко]-татарского элемента с Москвой, и сопротивление тюркских националистов заставляет задуматься московских большевиков. Чтобы разрушить другую объединительную крепость т[юрко]-татар и оборонительную позицию против Москвы, коммунисты из Москвы принимают наступление против религии Ислам, запрещается преподавание религии, запрещается обучение детей религии Ислам, закрывается духовное учебное заведение, запрещается печатание религиозных книг, даже Корана, налагаются большие налоги на мус[ульманские] духовенства. Образуются от подонков русского и мусульманского общества общества безбожников, субсидируемые казной, начинается общее наступление 1928 г., везде отстраняются духовн[ые] лица от своих обязанностей и везде закрываются мечети. В этом периоде в одном Идель-Урале закрывается более чем 8 тысяч тат[арских] мечетей и выгоняются более чем 30 000 духовн[ых] лиц со своих насиженных мест. Это вызывает громадное раздражение и вооруженное сопротивление вплоть до восстания.

В этих восстаниях и вооруженных столкновениях принимают участие в большом количестве женщины-мусульманки.

За этими национально-религиозными угнетениями последовали угнетения экономического характера: так называемое раскулачивание в тюркских областях, которое приняло совершенно грабительский характер.

В Идель-Урале все крестьяне, имеющие 2-х лошадей и 2 коров, считались кулаками и подвергались ограблению. В киргизских степях среди кочевого киргизского народа все киргизы, имеющие больше 10 голов крупного скота, считались кулаками и подвергались раскулачиванию, т. е. ограблению, так как кочевой образ жизни ведется только на скотоводстве и каждый казак, киргиз для содержания своей семьи должен непременно иметь несколько десятков голов крупного скота и овец, то эта мера в применении к кочевому образу жизни явилась лишением жизненных ресурсов казако-кир-гизских народов. И действительно, [нищета и голод] [24] воцарились во всех казако-киргизских областях, а за ними последовали разные болезни, а за ними огромное количество случаев преждевременной смерти казако-киргизов.

В Крыму сельское хозяйство держится главным образом на табаководстве, садоводстве и огородничестве. По характеру этих производств каждый табаковод или огородник должен иметь свои особые постройки для сушения и сохранения этих продуктов. Все эти постройки и оборудования в глазах коммунистов из московской фабрики или псковских крестьян принимались за барские сооружения, и все эти табаководы и огородники считались кулаками и подвергались раскулачиванию, иначе говоря, разорялись, благодаря чему жизненные ресурсы крымских татар были совершенно уничтожены и все они впали в нищету и тысячами умирали от голода.

В Туркестане главным фактором существования являлось хлопководство, садоводство и огородничество, ввиду того что сельское хозяйство в Туркестане в огромном большинстве случаев орошалось искусственной канализацией, созданной в течение тысячелетий обитателями этой страны - тюрками.

В Туркестане с давних пор имелись особые законы для урегулирования воды для орошения, и особый аппарат управлял этим сложным делом. Большевики, находя этих специалистов буржуазного происхождения, отстранили их от занимаемых постов и повсеместно посадили пришлых русских элементов из Красной Армии и коммунистов-великороссов, совершенно не понимающих этого сложного дела - орошения каналов. Благодаря этому была разрушена вековая система орошения искусственными каналами, что подвергло сельские хозяйства истощению и обнищанию. Когда большевики приступали к раскулачиванию, они здесь применили тот метод, который был выработан для Псковской и Владимирской губ[ерний], и, считая всех хлопководов и садоводов кулаками, разграбили все трудовое население тюркских народов. К этому надо еще прибавить то, что Москва назначила твердые цены на пахту, но эти цены были настолько низкими, что не стоило его обрабатывать. До войны хлопковод за пуд хлопка получал от 16 до 20 пудов пшеничной муки, а по большевистским ценам за пуд хлопка он мог получить только 1 пуд муки. В результате все хлопководы перешли на огородничество и хлебопашество, для того, чтобы иметь возможность прокормить свою семью.

Московская промышленность осталась без хлопка, тогда большевики запретили хлопководам заниматься хлебопашеством и огородничеством и заставили все туркестанское крестьянство по своему хозяйственному плану заняться хлопководством, этим самым фактически восстанавливая крепостное право в гораздо худшем виде, чем существовало в России и в Европе в средних веках.

Кавказская нефть находится именно в тюркских местах, и она составляет национальное богатство тюркского народа. С незапамятных времен тюркское население в громадном своем большинстве жило нефтяной промышленностью. Большевики конфисковали не только крупную нефтепромышленность, но также запретили добычу нефти для надобности, и нефть превратилась в экспортный продукт за границу для покрытия громадных расходов на содержание своих посольств, торгпредстав[ительств] и для коммунистической пропаганды. Результатом чего явилось то, что в Баку для употребления керосиновой лампы нельзя было достать одного фунта керосина. Кроме того, раскулачивание крестьян и кочевых тюркских племен проводилось по тому же методу ограбления, как и в остальных тюркских областях. Когда наступила пятилетка, опыт коллективизации сельского хозяйства в первую очередь проводился на Идель-Урале, [в] Татарстане и Башкортостане, а потом и в других тюркских областях, причем эти области объявлялись полной коллективизации, в то время коллективизация в русских областях проводилась постепенно. В результате крестьянское население тюрко-татар, чтобы спасти свой рабочий скот, убивало его и съедало, таким образом, было убито более чем 50 % скота. Овцеводство было почти уничтожено. В данный момент хлебопашец тюрко-татар с черноземного района на Волге, житницы России, даже во время хорошего урожая не в состоянии сытно есть, хотя бы раз [в] год, так как все национализировано, все взято под учет и все превращены в крепостных рабов колхозного дела.

Туркестанский хлопковод под угрозой смерти не может взять из своего продукта труда хотя бы одного фунта пахты для одеяла для своего ребенка или для стяжки зимнего верхнего платья (бешмета).

Тюркские земли отличаются громадными естественными богатствами. Идель-Урал дает железо, медь, серебро, золото и платину для московской промышленности. Кроме того, каменный уголь и керосин.

Кавказ дает нефть и марганец.

Туркестан дает хлопок, шелк, фрукты.

Крым - табак и фрукты.

Так что московская промышленность экономически зависима от сырья тюркских областей.

Москва и в прежние времена стремилась к русификации тюркских областей посредством переселения русского элемента.

Большевистское правительство в 10 раз превысило свои репрессивные меры для захвата природных богатств земли русскими элементами. Для этой цели оно выселяло из тюркских областей десятки тысяч трудовых элементов в отдаленные русские области - в Архангельск, в Соловки - на их места переселяет русские элементы из Центральной России.

В результате тюркский народ в числе 35 000 при большевиках, как исповедующий иную религию Ислам, [подвергся] религиозному гнету и религиозному оскорблению от безбожничества коммунистической власти и национальному оскорблению, как сторонник национального строительства жизни своего народа и государства от интернационалистов-коммунистов.

Тюркский элемент как экономически трудовой элемент, веками воспитанный в духе частной собственности, благодаря чему не воспринимающий коммунистический принцип хозяйства, подвергается гнету и преследованию.

Таким образом, тюркский элемент в различие от великоросского народа находится в троекратном прессе, и его положение в три раза хуже, чем у того же великоросса в СССР.

Может ли этот народ, имеющий в прошлом свою богатую историю, примириться с таким деспотизмом? Нет, не может.

Может ли такой исторический народ не искать выхода из этого положения? Не может, и он ищет выхода, как живя в СССР, так и в эмиграции. Ему показывает национальную дорогу его история, и перед ним мелькает созданное им мировое Ханство Чингисхана, Золотой Орды, Тимерлана и тюркского халифата. Он стремится к возрождению и освобождению от ига большевиков.

Он борется за осуществление идеала тюркских народов Крыма, Кавказа, Туркестана и Идель-Урала.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

[1]. Доклад, прочитанный Г. Исхаки в Доме мусульманской общины Харбина 1 сентября 1934 г. с разрешения японской военной  миссии.   Подробнее  о  деятельности  Г.Исхаки  на  Дальнем Востоке см. секретный доклад НКВД СССР от 16.11.1934 г.

[2]. слово написано от руки

[3]. слово написано от руки поверх строки

[4]. слово написано от руки поверх строки

[5]. Первая Государственная дума - российское законосовещательное, представительское учреждение, проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906 г.

[6]. Вторая  Государственная  дума  работала  с  20  февраля  по 2 июня 1907 г.

[7]. Третья Государственная дума работала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.

[8]. Четвертая   Государственная   дума   работала   с   15   ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г.

[9]. слово написано от руки поверх строки

[10]. написано от руки

[11]. Акчура Юсуф (1875, г. Симбирск - 1935, г. Стамбул), политический и общественный деятель, журналист. В 1883 г. переехал в Стамбул, где получил среднее и высшее военное образование. В 1904 г. возвратился в Россию. Участвовал в работе 1-го, 2-го и 3-го Всероссийских съездов мусульман, на последнем был избран секретарем съезда. Один из организаторов и лидеров партии «Иттифак аль-муслимин». Покинул Россию под давлением властей,  с  1908 г.  - в Турции.  Издатель и редактор журнала «Тюрк юрду».

[12]. слово написано от руки поверх строки

[13]. зачеркнуто

[14]. Сулькевич  Мацей  Александрович  (1865-1920),   государственный, военный деятель, генерал-майор (1910), генерал-лейтенант (1915).   Участник  русско-японской  войны  1904-1905  гг., Первой мировой войны. В 1918-1919 гг. - премьер-министр, министр внутренних  и  военных  дел  Крымского  краевого  правительства. Расстрелян по решению Советской власти в бакинской тюрьме.

[15]. Миллэт Меджлиси — Национальное собрание мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, тюрко-татарский национальный парламент. Создан по решению Второго Всероссийского мусульманского съезда для управления делами мусульман Внутренней России и Сибири. Работал в г. Уфе с 20 ноября 1917  г. по 11 января 1918 г. Около 110 депутатов.

[16]. зачеркнуто 

[17]. зачеркнуто 

[18]. Зачеркнуто

[19]. слово написано неразборчиво

[20]. Энвер-паша (1881-1922),  один из лидеров младотурок.  В 1918 г. бежал из Турции, затем примкнул к бухарским басмачам; был убит в стычке с отрядом Красной Армии.

[21]. слово написано от руки поверх строки

[22]. написано от руки поверх строки

[23]. слово написано от руки поверх строки

[24]. фраза написана поверх строки

Социальные комментарии Cackle