• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

По поводу чего Марджани негодовал, а за что он мог похвалить?

Время чтения: 4 мин
2912

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.

Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка

Богослов был бережливым, экономным и рачительным хозяином. Сохранились воспоминания и высказывания ученого, подтверждающие это. Например, однажды после трапезы, увидев недоеденные кусочки хлеба, хазрат заметил: «Надо будет приберечь, чтобы поесть во время обеда, а иначе служанки выбросят вместе с отходами». Поедая арбуз или дыню, он собирал корочки и скармливал домашним животным, а зернышки отдавал курам и птицам. Он любил повторять: «Я не обладаю важным ремеслом или специальностью, но, слава Аллаху, живу в достатке и считаюсь одним из зажиточных священнослужителей Казани. В первоисточниках написано, что в доме у того, кто знает цену хлебу, будет Божья благодать и приумножится его состояние. Я стремлюсь сберегать даже хлебные корочки, не позволяю их выбрасывать, употребляю их в пищу. Порой задумываюсь, не это ли способствует росту моего благосостояния». Вместе с тем Марджани был чрезвычайно щедрым человеком. Он содержал нескольких неимущих учащихся, в большинстве случаев закят раздавал шакирдам. Причем, он не любил, когда пожертвования были небольшими. Вот что поведал нам незрячий Габдулла кари из села Тавгильдино: «После поездки в Индию я нанес визит Марджани. Богослов попросил меня прочитать Коран, после чего в благодарность  жертвовал мне три рубля и фунт чаю».

Далее мы приводим воспоминания о привычках и обычаях ученого в повседневной жизни, рассказанные его дочерью Галией, в записи одного из авторов этого сборника Тагира эфенди Ильяси: «Марджани любил одеваться изысканно, носил чистую одежду без единого пятнышка. Чалма его была всегда белоснежной и очень чистой, а иногда он носил чалму иных расцветок, но непременно предпочитал чистую одежду. Я не припомню, чтобы  он дома совершал нафиля-дополнительные намазы и намазы тахажут. Как правило, возвращался домой  после утреннего намаза, припозднившись, и не читал намаз ишрак. Он не имел привычку читать намаз-хауаль. Этот вид намаза (два ракаата нафиля) он, обычно, совершал, получив весть о чьей-либо кончине.

Коран он читал выборочно не по джузам, а по отдельным сурам и рекомендовал прочитывать Книгу в течение месяца. У него было правило- после утреннего намаза читать заключительные строки суры «аль-‘Имран», по вечерам читал суру «аль-Ваки’а» и окончание суры «аль-Бакара», по четвергам он посвящал время чтению сур «аль-Кахаф» и «ад-Духан», с утра по пятницам читал суру «аль-Кахаф». По пути в мечеть или медресе он читал суры «аль-Ваки’а», «Йасин», «аль-Мульк». В том случае, если не успевал прочесть суру, то продолжал свой путь по близлежащим улочкам. В пожилом возрасте приостановил совместные с шакирдами ночные бдения и намазы в мечети в Священный Рамадан.

Если он принимал решение держать дополнительный пост, то не утруждал себя  и нас заботами о завтраке, и мы узнавали о том, что отец решил держать уразу, когда он объявлял утром, что постится. С наступлением Рамадана, в период после  завтрака до утреннего намаза, в сумерках, как правило, читал молитвы, и не любил, когда его беспокоили, строго выговаривал за это. Папа мог среди ночи  в темноте час и более молиться и совершать намаз. Ему нравилось работать по ночам. Однако, несмотря на то, что сна ему явно не хватало, он непременно вставал утренний намаз. У него вызывало недоумение, как можно пропускать время утреннего намаза. Творчеством он занимался в любое свободное время, как только у него появлялась возможность, он брался за перо. Дома отец сам давал нам уроки по книгам «Шархе Габдулла», «Муфассаль», «Халяби», «Хидая», «Бустан», «Хамде бихад» и «Хуласатель-хисаб». Моя сестренка Габбаса изучала также книгу «Канз». В раннем возрасте девочки обучались у наставниц, а затем за дело брался сам папа. Но занятия по изучению Священного Корана он неизменно вел сам и часто сетовал, что народ не достаточно знает Книгу. Невыученный урок приводил его в негодование, порой он выговаривал: «Я, отложив свои важные дела, занимаюсь вашим образованием, а вам все равно».

Лично мне он не давал указаний учить Коран. После смерти матери я сама, чтобы не было разрыва в моей подготовке, воспользовалась моментом и стала заучивать текст. Узнав об этом, отец похвалил меня. (Мы уже упоминали, что Галия ханум является Коран-хафизом).

С книгой о Марджани в арабской графике можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle