• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Основатель мазхаба, родившийся в год смерти великого Абу Ханифы

Время чтения: 4 мин
5308

В южной части Каира, у склонов горы Мукаттам высится минарет мечети имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи'и. Здесь, под большим каменным куполом, покоится прах великого ученого ислама. Имам аш-Шафи'и (р.а.) с самого детства часто переезжал с места на место, нигде не задерживаясь надолго. Иногда жизненные обстоятельства заставляли его оставлять обжитые места, иногда — тяга к новым знаниям.

Примечательно, что аш-Шафи'и родился в тот год (150 г. х.), когда умер Абу Ханифа.  Словно сама судьба сохраняла для людей накопленные знания, не давая погаснуть огню истины и закона.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и (р.а.) родился в Палестине, в городе Газа. Его отец, Идрис ибн ал-'Аббас ибн Шафи', переехал сюда со своей семьей из Хиджаза, надеясь, что на новом месте ему удастся разбогатеть. Когда Мухаммаду исполнилось два года, его отец умер, и мать, спасаясь от нищеты, захотела вернуться в Хиджаз. К тому моменту семья уже жила в 'Аскалане, городе, называемом жемчужиной Сирии. Было решено, что теперь они поселятся в Мекке. Но почему именно там? 

Все дело в том, что отец Мухаммада был родом из племени курайш, племени Пророка (мир ему), и теперь его семье полагалась помощь. Полное имя отца семейства — Идрис ибн ал-Аббас ибн Шафи' ибн Са'иб ибн Убайд ибн 'Абд Йазид ибн ал-Мутталиб ибн 'Абд Манаф. Ал-Мутталиб был родным братом Хашима ибн 'Абд Манафа, мекканского купца, водившего караваны в Сирию, деда пророка Мухаммада (мир ему).

Аш-Шафи'и часто говорил: «'Али ибн Аби Талиб сын моего дяди и сын моей тети со стороны матери». Денег для потомков Пророка (мир ему) из казны выделялось слишком мало, их хватало лишь для того, чтобы избежать голода.

Но мать Мухаммада была сильной женщиной, хорошо образованной и благочестивой. Она хотела, чтобы сын ее также приобрел все необходимые знания, и, едва только поселившись в Мекке, отправила Мухаммада в школу. Часто нечем было заплатить за учебу. Кроме того, школьный учитель небрежно относился к своим обязанностям, никак не помогая тянувшимся к знаниям детям. Но однажды в школе произошло событие, благодаря которому исполнились все надежды и чаяния матери.

Каждый раз, когда учитель объяснял урок, Мухаммад слушал его с особенным вниманием, стараясь не пропустить ни слова. Закончив объяснение, учитель обычно на некоторое время удалялся. Как-то вернувшись к своим ученикам чуть раньше обычного, он обнаружил, что Мухаммад сидит на его месте и повторяет остальным урок. Учитель послушал объяснения мальчика, удивляясь его сообразительности. Он понял, что Мухаммад может помочь ему в деле преподавания, и решил больше не требовать с его матери плату за учебу. Мухаммаду было тогда лишь семь лет.

К семи годам мальчик уже знал Коран наизусть, а потому мать решила отправить его на обучение в один из кружков в мечети Пророка (мир ему). К тринадцати годам Мухаммад освоил искусство чтения Корана нараспев, мог толковать и разъяснять Коран, поражая всех своими незаурядными дарованиями и прекрасной памятью. Историки описывают аш-Шафи'и так: «У него был мягкий голос. Он так проникновенно и с таким чувством произносил каждое слово священной книги, что когда читал об ужасах ада, многие начинали дрожать и рыдать. Конечно, если же аш- Шафи'и замечал это, то он сразу же прекращал чтение».

Обстоятельно изучив Коран, аш-Шафи'и обратился к тому, что говорил и чему учил Пророк (мир ему). В то время бумага стоила очень дорого, а аш-Шафи'и был беден, и ему не на чем было записывать все то, что он слышал. Рассказывают, что он подбирал на улицах широкие кости, используя их вместо бумаги; собирал выброшенные из дивана наместника ненужные листы. Аш-Шафи'и (р.а.) часто приходилось полагаться на свою память.

Он постоянно тренировал ее и в конце концов научился без записи запоминать услышанное. Живя в Мекке, аш-Шафи'и скоро понял, что в языке племени курайш появилось слишком много странных новых слов. Тот язык, на котором говорили в родном городе Пророка (мир ему) стал отличаться от чистого языка Корана. Изучая Коран и хадисы, аш-Шафи'и (р.а.) почувствовал необходимость понять каждое слово, четко определить его значение.

Аш-Шафи'и (р.а.) определил главные источники, на основании которых должны были выноситься решения по различным богословско-правовым вопросам. К их числу относились следующие:

  • Священный Коран, его ясные айаты.
  • Благородная Сунна Пророка по выверенным источникам, потому что она разъясняет и толкует Священный Коран.
  • Единодушное мнение сподвижников Пророка.
  • Суждение по аналогии.

Об этих четырех основных источниках права аш-Шафи'и написал книгу, которую назвал ар-Рисала. Работа над этим трудом заняла несколько лет; аш-Шафи'и иногда ненадолго прекращал работу, чтобы затем вновь вернуться к ней, что-то исправить, что-то добавить, а что-то и вовсе переписать заново. Тем временем слава аш-Шафи'и (р.а.) уже давно перешагнула пределы Хиджаза и Ирака; во всех уголках огромного Халифата люди цитировали его и ссылались на него. Из самых далеких стран приезжали к аш-Шафи'и все новые и новые ученики.

Социальные комментарии Cackle