• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Оправдались ли ожидания Ш.Марджани в Бухаре?

Время чтения: 4 мин
2215

Этот год ДУМ РТ объявлен годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летнему юбилею мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today продолжает публикацию глав этого труда (напомним, что в предыдущей главе перечислялись учителя и наставники Марджани).

3) Дамелла Фазил бин Гашур аль-Гиждуани. Преподававший долгое время во многих медресе Бухары фикх и усуль фикх. Простой и общительный человек, довольствовался тем, что имеет, был прилежен в своих делах и не вмешивался в дела окружающих. Умер в 1855 году по милади (1271 год по хиджре).

4) Дамелла Габдулмумин Ходжа бин Узбек Ходжабухари аль-Афшанги. Во многих медресе Бухары преподавал долгие годы. За глубину своих познаний и ученость его называли «Аглям» - «знающий». Он обладал замечательными способностями чтения древних рукописей, выступал сторонником некоторых идей, которые высказывал Абдуннасыр Курсави. Методика преподавания этого ученого и его опыт заинтересовали и были во многом Марджани. Он скончался в возрасте 85 лет в 1866 году по милади (1283 восприняты год хиджре).

5) Дамелла Худайбирде бин Габдулла аль-Байсуни. Этот человек в то время был самым известным путешественником из числа крупных педагогов. Он побывал в Индии, святых для мусульман землях Мекки и Медины, Стамбуле, а также в тех регионах России, где располагались мусульманские селения. Он привозил из своих поездок очень много бесценных и замечательных книг. Всю свою жизнь посвятил преподавательской деятельности в медресе Бухары. Никогда не был женат. Скончался в 1848 году по милади (1264 по хиджре).

6) Дамелла Бабарафик аль-Худжанди. Был одним из состоятельных людей Бухары, преподавал в известном медресе Мир-Араб. После него педагогическую деятельность продолжили его сыновья. Марджани обучался у него во время своего пребывания в Мир-Арабе. Скончался в 1868 году по милади (1285 год по хиджре).

7) Кади Мухаммадшариф бин Габдулла аль-Бухари. Был известным педагогом и ученым Бухары и вел преподавательскую деятельность во многих учебных заведениях города, одновременно совмещая пост кадия Бухары. Вот как характеризует его сам Марджани: «Несмотря на то, что он был чрезвычайно занят, написал много замечательных книг, прочитал множество древних источников суфийских ученых, с большим рвением занимался распространением знаний, и потому, безусловно, был выдающейся личностью». Скончался в 1844 году по милади (1260 год по хиджре).

Упомянутые здесь наставники и педагоги Марджани хотя и преподавали в различных учебных заведениях, однако в то время шакирды разных медресе имели возможность посещать их занятия и брать у них уроки. Не был исключением и Марджани, который брал уроки у разных педагогов, работавших в различных медресе.

Чем же объяснить столь успешное продвижение Марджани в учебе. Может, основательной его подготовкой в бытность обучения в медресе родного села? А может, тем, что он с особым прилежанием относился к занятиям в медресе Бухары и использовал все возможности, которые предоставлялись там? Однозначно ответить трудно. Вероятно, все дело в том, что он в Бухаре приступил повторно изучать все то, что проходил в сельском медресе у себя на родине. В том числе и предметы начального курса наук по Шариату. По нашим сведениям, Марджани в предыдущие годы своего ученичества с особым прилежанием и старанием относился к постижению наук. Как это было принято в Бухаре в то время, он тщательно изучал науки, прилежно готовился к урокам, на занятиях активно участвовал в дискуссиях и спорах и потому считался одним из лучших шакирдов. В то время как его товарищи повторяли азбучные истины, он стремился осмыслить предмет и высказать что-то новое, тем самым привлечь внимание своих наставников и учителей. Его учителя, видя искреннее желание постигать науки, его цепкий ум и ясную мысль, поручали ему вести занятия со своими сверстниками, старались заниматься с ним по отдельной программе. И только после того как Марджани через некоторое время, изучив все порядки преподавания учебных заведений Бухары, пришел к выводу, что они не совсем удовлетворяют его требованиям. Он осознал, что те надежды, которые сам лелеял в душе, собираясь в Бухару, здесь воплотить в жизнь нереально. Он пришел к выводу, что потеряет много времени, заучивая не имеющие особого значения дисциплины: Шарх, Хашия, Мантыйк, участвуя в дискуссиях и дебатах, читая вступительные статьи к книгам. Это было принято в иных учебных заведениях того времени вместо изучения главных наук. Особое сожаление и горечь вызывало в нем то, что в медресе не уделялось должного внимания изучению основ Ислама, Корана, Хадисов, арабской литературы.

Вот как оценивает Марджани методику обучения в медресе Бухары в своей книге «Мукаддимат вафиятел аль-Асляф» («Предисловие к трудам предков»): «Наши соплеменники ставят в пример методику преподавания в учебных заведениях Бухары и почтительно называют ее «Священной Бухарой», но жители ее и данное государство весьма далеки от просвещения, управление здесь несовершенно, обучение и преподавание весьма беспорядочно».

Социальные комментарии Cackle