• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Нравственно-этические ценности Ислама в творчестве Каюма Насыри

Время чтения: 3 мин
3206

В наследии выдающегося татарского ученого и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) особый интерес представляет сочинение под названием «Фавакихель джуляса» («Плоды, фрукты для угощения собеседников»). Автор, творчески переработав шедевры восточной нравственно-этической прозы средних веков, создал новое произведение, в котором выразились базовые ценности и каноны Ислама.

Эта книга «Каюма-бабая», как и его знаменитые календари, была чрезвычайно популярна в старину в народной среде и не утратила своей актуальности в наши дни.

У одного известного ученого мужа спросили: «Как можно определить степень просвещенности и ума собеседника?» Он ответил, что ему для этого достаточно побеседовать с человеком, обменяться с ним мнением. «Если же в его словах имеется зерно истины и нет противоречий с реальностью, то я делаю для себя вывод, что мой собеседник умен и образован», - ответил хаким. Его также спросили: «А как быть в том случае, когда с этим лицом невозможно общаться напрямую и если он находится в отдалении?». Сей ученый ответил: «Многое станет ясно, если я прочитаю его письмо, поговорю с его близким другом или получу от него какой-либо подарок».

Некоторые люди делают вывод об умственных способностях человека, судя по его взаимоотношениям с окружающими. Общеизвестно, что каждый, кто удостоился благости Всевышнего, особенно мягок и искренен в общении с приближенными. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что человек, лишенный указанных качеств во взаимоотношениях с людьми, ограничен свыше чувства приличия и скромности. Мягкость и сердечность во взаимоотношениях напрочь исключают ложь и лицемерие, жестокость и бессердечие. Человек, стремящийся к добрым и искренним взаимоотношениям с окружающими, будет стремиться подтверждать на деле это в своей речи, душе, в своих деяниях и поступках. В то время как подхалим будет лезть вон из кожи, чтобы прилюдно восхвалять и показать своего товарища в лучшем виде, а в его отсутствии последними словами очернить его. Подхалимаж и двуличие - явления одного рода, и эти свойства противоречат высокому умственному уровню данного лица, низводят его личность и являются доказательством ограниченности его разума. Убейда ибн Али утверждал, что разум человека отражается в его теле, разум падишаха или правителя проявляется в его управлении страной, а деяния и благородство души и человеческие качества отдельной личности отражаются в том, с каким уважением относятся к нему сослуживцы и подчиненные. Если обнаруживается ущербность в умственных способностях человека, то зримо проявляются недостатки в поступках и деяниях. Один араб, услышав эти слова из уст самого Убейды ибн Али, воскликнул: «Как емко сказано, подобно отстоявшемуся меду».

Один из ученых мужей по этому поводу отметил: «Разум позволяет держать в узде низменные желания и потребности человека и препятствует им скатиться в пропасть греха. Все, что возрастает в количественном отношении, теряет в цене и становится доступным. Однако это не относится к разуму, его достоинство и цена только возрастают. Каждое явление или предмет имеют свои рамки и границы. Разум в этом смысле безграничен и не имеет пределов. Главная особенность его в том, что он по своей природе может вступать в противоречие».

Некоторые сравнивают разум с божественной искрой в очах, отражающей душу человека, которая может в зависимости от его состояния возрастать или уменьшаться, тем самым указывая на невидимые глазом процессы, происходящие в душе простого смертного. Ущербность разума подобно душевной слепоте, и это отражается, как в зеркале».

Гамир ибн Кайс утверждал: «Если ваш разум преграждает вам путь к непотребным деяниям, поступкам, а также словам и выражениям, готовым сорваться с ваших уст, но которые противоречат вере, значит, вы умственно здоровы. Нет на свете более ценного и высокого понятия, чем светлый разум, так же, как нет богатства превыше, чем душевная щедрость.

Ученые мужи однажды заметили: «Подобно тому, как лев своим могуществом и смелостью утверждается в дикой природе, таким же образом человек, обладающий зрелым умом, способен обустроить свою жизнь и утвердиться в действительности. Если уж некто и будет обладать несметными материальными благами, однако разумом обижен, он никогда не добьется уважения и почета среди окружения. Подобно тому, как даже сильный ветер и ураган не могут сдвинуть с места гору, умного человека не страшат высокие чины и звания, его не пугает высокомерие и пренебрежительность окружения. Признак ума – скромность, а отличительная особенность бестолкового человека – высокомерие».

 

Социальные комментарии Cackle