• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

На что обращал внимание Шигабутдин хазрат Марджани в преддверии Священного Рамадана?

Время чтения: 3 мин
3028

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Один из очерков посвящен Благословенному Рамадану. В связи с наступающим Месяцем мы посчитали уместным обратиться к этой теме.

Islam-today предлагает читателям некоторые главы из этой книги.

По вопросу наcтупления благословенного месяца Рамадана хазрати Марджани весьма подробно пишет в своей книге "Хаккуль-магърифа". Здесь мы приводим лишь некоторые отрывки из его сочинения. Ученый отмечает: "С наступлением Священного Рамадана нам в категорической форме завещано соблюдать уразу, и это является фардом-обязательным. Наступление Рамадана может засвидетельствовать искренний и чистосердечный человек (в том числе лицо мужского или женского пола, раб, свободный, пленник или человек, который не является пленником), коим достаточно провозгласить шахаду о том, что он видел на небе народившийся молодой месяц, а окончание Рамадана могут провозгласить в том случае, когда небосвод заволокло тучами свободное лицо мужского пола, отличающееся своей верностью и справедливостью или два человека подобного качества или две женщины. Все они имеют право свидетельствовать о наступлении месяца Шавваля. В том случае, когда небосвод безоблачный свидетельствовать о наступлении нового месяца могут несколько человек, которые видят молодой месяц. Это могут свидетельствовать кроме лиц, которые являются приезжими или занимающими высокие должности. Лица, свидетельствующие о наступлении Священного Рамадана должны отличаться своими моральными качествами. Признания свидетельств об этом людей вздорных неприемлемо. Кадий должен вынести при этом свой вердикт словами: "Мной утверждено", "Мной принято решение о справедливости свидетельства", "Мне стало очевидно". После этого все должны подчиниться этому вердикту и не выказывать какие-либо сомнения по данному вопросу и всем остается лишь выполнять требуемое.

В том случае, когда молодой месяц нельзя увидеть среди туч и определить наступление Священного Рамадана, целесообразно отсчитать тридцать дней месяца Шаабан, а если сложно определить наступление месяца Шавваля, необходимо отсчитать тридцать дней Рамадана.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Как только увидите в небе молодой месяц Рамадана, начинайте уразу, если же молодой месяц не виден из-за облаков, отсчитайте тридцать дней месяца Шаабана". Абу Дауд рассказывал, как ему передала Айша: "Расулюллах был особо внимателен в месяц Шаабан и следил за состоянием Луны, с наступлением месяца Рамадана он непременно соблюдал уразу, если же народившийся молодой месяц нельзя было различить из-за облачности на небосводе, Он отсчитывал тридцать дней и начинал поститься".

Наступление месяца Шаабана исчисляется со времени начала этого же месяца Шаабана в прошлом году и количество дней должно составлять сто пятьдесят четыре дня. В Хадисах высказывается идея, основанная на зрительном восприятии молодого месяца и нет особого значения в том, что месяц был увиден на день или два позже. По канонам Шариата определение  количества дней предшествующего Рамадану месяца не предусмотрено и не включено в обязанности верующих. Возможно, найдутся и такие люди, которые выскажутся за «вычисление количества дней предыдущих месяцев для определения количества дней месяца Шаабан», однако это всего лишь умозаключение, которое приемлемо тогда, когда народившийся молодой месяц нельзя увидеть, а потому сложно определить начало календарного месяца и это является дополнительным доказательством для точного исчисления начала месяца.

Во всяком случае все это служит для наиболее верного определения количества дней. Даже простому люду известно, что лунный календарь опережает на десять дней календарь солнечный. Шариат не может отвергать того, что очевидно и утверждается здравым смыслом. Если же некто осмелится возразить против истин, которые провозглашены в Шариате, то окружающие могут осмелиться предположить, дескать, «данный человек впал в ересь и утверждает ложное мнение об Аллахе Та’аля по той простой причине, что у него не все дома». В противном случае этот человек должен привести веские и неопровержимые доказательства в пользу своих утверждений и дать развернутое объяснение.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle