• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мимар Синан – великий строитель Уммы

Время чтения: 5 мин
9006

Великий османский архитектор Мимар Синан оставил после себя великое наследие, которое имеет значение не только для мусульман, но и для мировой культуры.

Многочисленные туристы, посещающие Стамбул с трудом могут поверить, что многие его мечети построены всего лишь одним человеком – архитектором Синаном.

Его деятельность зодчего длилась 50 лет (1538-1588) вплоть до смерти в возрасте 99 лет.

Он определил классические формы мусульманских культовых зданий, которые стали визитной карточкой страны. Но он строил не только мечети и мавзолеи. От Балкан до Иерусалима выдающиеся образцы его зодчества рассыпаны по всей территории бывшей Османской империи, до сегодняшнего дня являясь памятниками ее былого могущества и показателем того, что любой, кто считал империю своей родиной, мог служить ей на пользу, возвышая ее славу.

По общим подсчётам  Синан построил 360 различных объектов, среди которых 84 джума-мечетей, 51 малая мечеть, 57 медресе, 7 школ по подготовке чтецов Корана. 22 мавзолея, 17 столовых для бедных, три больницы, семь акведуков и арок, 48 караван сараев, 35 дворцов, 8 складских зданий и 48 бань. Многие историки архитектуры считают, что этот список далеко не полон. Конечно, у него были многочисленные помощники и специалисты  в разных областях строительного ремесла, которые воплощали в жизнь его грандиозные проекты, поэтому есть предположение, что кроме возведенных непосредственно им архитектурных сооружений,  он создал многочисленные проекты и составил чертежи многих зданий, которые возводили другие мастера.

Синан происходил по одной версии из   греческой христианской, а по другой – из армянской семьи и родился в деревне около города Кайсери в конце 15 века. Он был наречен именем Иосиф и жил простой  жизнью, как и все  крестьянские дети,  до тех пор, пока в их деревню согласно закону о девширме, не пришли османские чиновники набирать детей  на службу янычарами. По некоторым сведениям, Синан выразил желание добровольно вступить в турецкое войско и даже прибавил себе несколько лет, чтобы его взяли на службу в османские вооруженные силы.

Молодежь, отобранную таким образом, привозили в Стамбул, где они, после принятия ислама помещались в различные придворные школы в соответствии с проявленными  способностями.

Согласно полученному образованию и навыкам, включая обязательную придворную службу, они распределялись либо непосредственно ко двору султана, либо на службу в полевые войска. Синан был определён в корпус янычар – своего рода личную гвардию султана, подчиняющиеся только ему отборные отряды войска, которые на поле боя всегда выступали впереди всей армии и были известны своей храбростью и неудержимым натиском.

Однако, янычары были не только отборной пехотой. Они обладали навыками военных инженеров и часто использовались для осадных работ при подготовке штурмов многочисленных городов, располагавшихся на путях движения османских армий. Синан стал военным инженером в корпусе строителей, занимавшихся инженерной подготовкой военных действий.

Он обладал большими способностями к инженерному делу и быстро продвигался по службе. В 1538 году султан Сулейман Кануни назначил его главным архитектором, и это стало началом его карьеры на новом поприще.

Продуктивность Синана как архитектора поражает: 360 зданий за 50 лет. Едва ли на Западе найдется архитектор, сумевший сделать столько. И каждое  следующее строение как шедевр архитектуры не уступало,  а превосходило предыдущие по мастерству исполнения и уникальным архитектурным решениям.

Первые османские мечети были очень простыми конструкциями в архитектурном плане: прямоугольные стены из камня и полусферические купола в качестве крыши. Синан стал проектировать многокупольные здания,а затем и величественные высокие конструкции под одним огромным куполом, как например, мечеть Сельмийе в Эдирне.

Или другой шедевр мастера – мечеть Шейхзаде  в Стамбуле; Синан не относился к ней  серьезно, считая ее  «ученической» работой. У мечети один центральный купол  и четыре полукупола с довольно массивными колоннами вдоль стен, дающими ощущение открытого пространства.

Синан был экспериментатором и в дальнейшем не повторял своего опыта с колоннами на внешней стороне здания, стараясь скрыть все элементы поддержки конструкции внутри.

Мечеть Шейхзаде стала первым сооружением, которое превратилось в   общеимперский символ, а второй такой стала мечеть Сулейманийе. Синан начал  строить ее в 1550 году и закончил само здание в 1558, а остальные части комплекса при мечети были возведены позднее.

Внешний облик мечети производит незабываемое впечатление. Само здание «накрыто» огромным куполом, поддерживаемым полукуполами и арками. Синан воздвиг часть поддерживающих колонн внутри мечети, а часть –снаружи и прикрыл галереями. Внутренне помещение наполнено светом, льющимся из окон с цветными стеклами.

Мечеть до сих пор является действующей, но открыта для туристов, исключая время молитвы. В  саду, окружающем мечеть, располагаются тюрбе султана Сулеймана и его жены Хюррем и кладбище, где похоронены знатные лица. С другой стороны мечети есть еще одно тюрбе, но на нем нет никаких надписей, говорящих о том, кто здесь был похоронен. Историки, однако, предполагают, что это место захоронения самого Синана.

Третьей мечетью общеимперского значения, построенной Синаном, является мечеть Сельмийе в Эдирне. Ему к тому времени уже исполнилось 80 лет и ее можно считать своеобразной итоговой работой великого зодчего. Для фундамента мечети потребовались тонны камней. После того как через два года он осел, началось возведение стен и купола.

Если смотреть на мечеть  с городской площади она возвышается над зеленеющими рощами и  выглядит  «по-имперски» величественно. Внутренне пространство мечети поражает своей свободой – стены и купол абсолютно «не чувствуются в пространстве». Свет льется из многочисленных окон под куполом. По бокам мечети возвышаются четыре минарета в классическом османском стиле.

Для создания внутреннего интерьера широко использовался камень, мрамор, дерево, плитка, перламутр.

Мечеть Сельмийе и комплекс зданий вокруг неё: медресе, баня, усыпальница и приют для бедных в 2011 году были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Три «имперских» мечети  - квинтэссенция архитектурного творчества Мимара Синана, который  оставил свои шедевры в наследство не только туркам, но всему миру.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle