История

Место и роль ислама в древнетатарской литературе

855

Место и роль ислама в древнетатарской литературе

Говоря о древнетатарской литературе необходимо отметить, что в те давние времена тюркские народы еще не имели такого, как сейчас, четкого разделения на отдельные этносы (татары, казахи, узбеки и т.д.), и поэтому многие памятники, относящиеся к древнетатарскому наследию, должны восприниматься в качестве общетюркских.

В поэме «Ахыр заман китабы» («Книга о конце света»), которая приписывается перу Сулеймана Бакыргани (ум. 1186) дается описание Судного дня (Киямат) и связанного с ним событий. К слову сказать, в XIX-нач. XX вв. среди татарской интеллигенции идеи, поднятые в этом произведении вызывали многочисленные споры. Изложенные в книге сведения требовали новой трактовки и иного теоретического осмысления Судного дня. Книга Г. Чокрыя «Замима назыйр» («Добавление схожего», 1864), в которой он с изменениями и комментариями переписал «Ахыр заман китабы», стала одной из попыток решения этих споров. В этой поэме наряду с Йаджудж достаточно много  внимания уделяется и Даджжалу - популярному персонажу мусульманских эсхатологических сказаний, аналогичному христианскому Антихристу.

В Коране он не упоминается, зато он часто встречается в хадисах и мусульманских сказаниях о грядущем конце света. Даджжала также называют ал-Масих ал- Каззаб и ал-Масих ад-Даджжал («ложный мессия»). Мусульмане полагают, что ад-Даджжал связан с Иблисом и будет последним искусителем людей перед концом света, когда будет выдавать себя на настоящего мессию - ‘Ису или ал-Махди. До этого времени он живет прикованный к скале на острове в Индийском океане. Считается, что перед концом света ад-Даджжал появится с востока на огромном осле, за ним последуют все неверующие и лицемеры, а он сумеет подчинить своей власти весь мир, кроме Мекки и Медины.

В поэме Бакыргани ад-Даджжал имеет конкретный маршрут движения. Правда, не указано, откуда он появится, зато известен его точный путь - он пойдет через Хорасан к Руму (Византия, территория современной Турции) и далее в Багдад. Позже, у татарского поэта Мавля Кулыя (2-я пол. XVII в.), который являлся последователем Бакыргани, ад-Даджжал будет упомянут без всякой привязки к какому-либо географическому объекту или местности, хотя в целом сюжет, приведенный в «Ахыр заман китабы», будет повторен достаточно полно. Конечно, источник сюжета о ад-Даджжале не тюркский, а арабоперсидский. Существует мнение, что возникновение этого образа восходит и к раннехристианской эпохе.

Мавля Кулый дает следующую последовательность событий, которые развернутся перед концом света: появление Йаджуджа и Маджуджа, которые заполнять весь мир, выпьют всю воду и съедят всю еду - они пробудут на земле три года; потом выйдет Даджжал, которого уничтожит воскресший Гайса (Иисус) - сам он будет править сорок лет. Потом появится чудовище Даббат ал-ард, после него всем мусульманам и неверующим будут поставлены на лицо печати, показывающие, кто есть кто.

Дальше начнутся природные бедствия - ливни, тайфуны, камнепады с неба и т.д. Через сорок лет это все прекратится, люди оживут и предстанут перед Аллахом, но на этом дело не закончится. Им придется ждать решения своей судьбы еще несколько десятков тысяч лет, находясь в неопределенности. В конце концов, мусульмане будут направлены в рай, а неверующие - в ад.

Продолжение следует

Азат Ахунов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home