• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мечеть Эюп – место «коронаций» османских султанов

Время чтения: 3 мин
7577

Эюп был небольшой деревней в южном пригороде Стамбула, на юго-восточной стороне залива Золотой Рог. В 6 векен.э. по приказу императора Юстиниана здесь была построена церковь святых Косьмы  и Дамиана. Затем на ее месте был организован монастырь. Святые, по христианскому преданию, были докторами и сюда приезжало множество страждущих, желавших исцеления.

Согласно сведениям, которые приводит историк Роберт Мартин, в этом монастыре византийские императоры освящали свои мечи перед военными походами.

В 672 году во время осады мусульманами Константинополя здесь умер один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его знаменосец Аюб аль-Ансари. Его похоронили у стен города, положив на могилу надпись на арабском языке и  скрыв место захоронения.

Во время осады  столицы Византии Мехмедом Фатихом султан повелел разыскать могилу знаменитого сахаба, но никто не мог этого сделать. Лишь после того как духовный наставник Мехмеда суфийский шейх Ак-Шамседдин увидел сон, в котором было указано точное местоположение могилы они направились к указанному месту и нашли ее.

Фатих повелел возвести над могилой Аюба аль-Ансари тюрбе (мавзолей), мечеть и комплекс зданий около них. Но то, что посетители могут увидеть здесь сегодня,  не относится к 15 веку. Первоначально построенная мечеть была разрушения землетрясением в 18 веке и как минимум минареты были возведены заново по распоряжению Невшехирили Дамат Ибрагим-паши во время правления султана Ахмета III. Сама мечеть была восстановлена не ранее 19 века по приказу султана СелимаIII. На сегодняшний день сохранились мечеть, тюрбе и часть здания хаммама.

Мечеть и мавзолей Аюба аль-Ансари играла особую роль в придворном церемониале. Для султанов она была особо важным местом. В Османской империи не было обряда коронации подобного тому, что проходили короли и императоры в Европе. Османским султанам не водружали на головы короны, которых у них вовсе не было. В качестве символического акта принятия власти в свои руки, наследовавшие верховную власть в империи опоясывали себя мечом Османа. Это символизировало готовность возглавить османскую армию, выступающую на защиту страны.

Эта традиция берет свое начало в ранний период существования Османской империи, когда столица  государства еще находилась в Конье. Бей Осман, который с успехом расширял территорию своего бейлика, был в дружеских отношениях с шейхом Эдебали, главой суфийского тариката Мевлеви, чьим центром и была Конья. Одна из дочерей шейха была супругой Османа. Шейх Эдебали и предложил Осману опоясаться мечом и призвал его идти вперед и завладеть  миром.

Традиция продолжилась и в последующие века и впоследствии стала обязательным ритуалом для каждого вступавшего на престол нового султана. Для этого ко двору признанного легитимным султана прибывал глава тариката Мевлеви и проводил церемонию опоясывания в мечети Эюп.

В день церемонии султан должен был приехать из дворца Топкапы в мечеть на лодке. В 19 веке султаны стали прибывать из дворца Долмабахче. Водный путь было более удобным и безопасным и более коротким. Считается, что султан Мехмет Фатих начал эту традицию. Впрочем,истоки ее точно неизвестны.

Султан выходил на берег и садился на коня, который медленно двигался по улице между рядами представителей знати, салютующих войск и могилами богачей – Эюп был одним из самых престижных кладбищ в Стамбуле. На входе в мечеть он должен был спешиться и пройти к небольшому возвышению во дворе между мавзолеем Аюба аль-Ансари и самим зданием мечети, где возвышалось старое платановое дерево. Здесь  его опоясывали тремя мечами: мечом Османа, мечом четвертого праведного халифа Али и мечом султана Селима I Явуза. Затем новый султан въезжал в город верхом на коне через ворота Эдирне, посещая могилы своих предшественников и также обязательно Мечеть Айя-София, после чего возвращался во дворец Топкапы.

До начала 20 века о том, что происходило  в Эюп было мало известно. Впервые не-мусульмане были приглашены на церемонию опоясывания мечом Османа султана Мехмеда V 10 мая 1909 года, о чем есть подробный репортаж в газете The New York Times.  Из этого описания известно, что сначала султан помолился в мечети, а затем был опоясан мечом. Вся церемония заняла 15 минут. Последним султаном, опоясанным мечом Османа стал Мехмед VI. Это произошло в  1918 году и в этот, последний раз церемония была снята на кинопленку.  В 1922 году Османская империя прекратила свое существование, была провозглашения республика Турция, а представители султанской династии высланы из страны и им на долгое время был запрещен въезд на ее территорию.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle