• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Марджани, как популяризатор научных идей, мастер научной полемики и дискуссии

Время чтения: 3 мин
3304

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время.

Автор одного из воспоминаний - сын великого ученого Бурханутдин Марджани. Известно, что отец возлагал на него большие надежды, видел в нем искреннего и близкого по духу человека, бескорыстного помощника, а также продолжателя династии ученых и богословов.

Как-то раз во время дискуссии по поводу открытий в астрономии современных ученых я осмелился, на свой страх и риск подвергнуть сомнению и раскритиковать два их довода, которые они приводят для убедительности своих изысканий. Мои рассуждения сводились к следующему: «Очевидна ущербность утверждения о том, что  люди, подплывающие к берегу на лодке по мере их приближения к земле сначала видят вершины гор и возвышенности, а затем крыши домов, расположенные в низине, и этот довод берется на вооружение учеными, говорящими о том, что поверхность земли шарообразна.

Как можно это утверждать, если учесть, что земная поверхность, протяженность, которой превышает тысячу фарсахов, (прим. Islam-today: фарсах – единица измерения длины, равная 12 тыс. локтям, соответствующая от 8 до 6 км.) на таком коротком отрезке пути, что проходит лодка, продвигающаяся по воде к суше, и люди имеют возможность убедиться в том, что наша планета имеет форму шара. Возможно, данное утверждение будет соответствовать предположению ученых в том случае, когда наша планета будет иметь несоизмеримо в сотню тысяч раз меньшую величину».

Следующее мое замечание касалось вопроса вращения земли вокруг солнца. Я утверждал, что солнце расположено от земли на расстоянии миллионов миль. Ученые говорят о том, что когда светило, имея такие внушительные размеры, в течение суток, то есть за 24 часа обернется вокруг земли, то наша планета превратится в облачко пыли. На мой взгляд, утверждение об этом также не лишено изъяна, так как между этими двумя небесными телами, а также иными звездами имеется взаимосвязь. Ученые опровергают наличие абсолютной пустоты и с чего бы солнце, имеющее такую величину, могло бы, не встречая каких-либо преград, перемещаться свободно в пространстве.

В ответ на мои слова отец заметил: «Я также нахожу некоторые изъяны в позиции ученых. На мой взгляд, в их утверждениях остается место кривотолкам. А вот в точке зрения восточных ученых о том, что земля имеет форму шара и небесные тела на востоке можно наблюдать раньше, чем это происходит на западе, явно присутствует разумное зерно, и в этих доводах я не чувствую ущербности».

Мне посчастливилось быть участников многих меджлисов и бесед с его участием, сожалею о том, что не все его выступления успел запечатлеть на бумаге. А с другой стороны, если бы все воспоминания и его мысли были собраны воедино, то кто может гарантировать, что они будут интересны читателю. После кончины отца во время встреч с его современниками возникает множество вопросов, которые  требуют пояснения, а потому, пользуясь случаем, считаем целесообразным  осветить некоторые из них:

Вопрос: В последние годы своей жизни хазрати Марджани несколько отошел от мазхаба ахлю-сунна и джама’ата, насколько это верно?

Ответ: Нет, он не отошел от этого мазхаба и от этого пути, наблюдалось лишь некоторое охлаждение.

В.: Как же тогда понимать его слова о том, что мол «не стоит воспринимать каждого ахлю каляма в качестве истинно уверовавшего»? И это утверждение встречается у него довольно часто.

О.: Да будет вам известно, что с точки зрения Марджани, ахлю калям и ахлю сунна валь джама’ат не одно и то же. Он делал исключение лишь некоторой части святых, проживавших в глубокой древности, которые почитались как ахлю калям и были безукоризненны в вопросах веры. Все прочее он относил к философским проблемам, требующим изучения и научных споров.

В.: Подобно тому, как утверждения ахлю калям не могут оставаться лишь на бумаге, так и взгляды философа становятся достоянием широкой общественности.

О.: Действительно, ни те и другие не могут претендовать на то, что все их доводы остаются лишь в рукописях.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle