• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Внук раба и великий богослов

Время чтения: 6 мин
6542

Абу Ханифа (ан-Нуман ибн Сабит ибн Зута) является основателем ханафитского мазхаба. Его дед был родом из  Персии. Он был продан в Куфу в качестве раба, но там был освобожден своим хозяином. Отец самого Абу Ханифы – Сабит – родился уже свободным, и когда был еще ребенком, встретился с Али ибн Абу Талибом и тот помолился, попросив у Аллаха блага для будущей семьи маленького Сабита. Некоторые источники сообщают, что Абу Ханифа родился в Анбаре, но большинство все же сходится на том, что будущий ученый появился на свет в Куфе в 699 г. (80 г. по хиджре), где он и вырос. Его отец был из зажиточных торговцев тканью. Абу Ханифа успел и освоить профессию отца, и получить образование. Он учился в Куфе, которая в то время была одним из центров образования, у нескольких ученых. Несколько раз ездил в Басру и оставался там некоторое время. Сначала Абу Ханифа больше интересовался каламом, но потом его внимание переключилось на фикх.

Он научился чтению Корана у специалиста – Имама Асыма. Самым главным наставником Абу Ханифы был Хаммад ибн Абу Сулейман, восемнадцать лет изучавший фикх. В то же время Абу Ханифа успел получить уроки у ученых периода табиинов, которые в свою очередь учились у таких личностей, как Умар, Али, Ибн Аббас и Ибн Мас’уд. После смерти своего наставника Абу Ханифа заменил его, начав преподавать в мечети Куфы. На его уроках присутствовали учащиеся из Ирака, Хорасана, Туркестана, Йемена и многих стран арабского мира. Во время этих уроков, длившихся на протяжении тридцати лет, число учеников Абу Ханифы дошло до четырех тысяч, из которых около сорока могли уже сами выносить решения по вопросам фикха, то есть стали муджтахидами.

Пятьдесят два года своей жизни Абу Ханифа провел в эпоху Омейядов, а восемнадцать в эпоху Аббасидов. Всегда защищающий тех, кого считал правыми, Абу Ханифа сначала противостоял Омейядам, отстаивая права Аббасидов, а уже потом спорил с Аббасидами, поддерживая сына Али. По этой причине ученый столкнулся с негативным отношением со стороны правителей и был не раз подвергнут тюремным заключениям. Знающие авторитет Абу Ханифы в народе правители хотели использовать его в своих целях, но не добились в этом успеха. Отвергнув предложение Язид ибн Умара ибн Хубайра, являвшегося правителем Ирака и назначенного последним Омейядским халифом Марваном ибн Мухаммадом, стать судьей и казначеем в Ираке, Абу Ханифа был заключен в тюрьму и подвергался многочисленным пыткам. Когда в 748 г. (130 г. по хиджре) ученый вышел из тюрьмы, он отправился в Мекку. Там опять занялся наукой, встречался с учениками Ибн Аббаса. Когда к власти пришли Аббасиды и правил халиф Мансур, Абу Ханифа вновь вернулся в Куфу в 753 г. (136 г. по хиджре). В Куфе он опять занимался преподаванием, но когда возник конфликт между Джафаром аль-Мансуром и сыном Али, Абу Ханифа встал на сторону сына Али. Халиф Мансур хотел привлечь его на свою сторону и воспользоваться его авторитетом, и ученый опять получил предложение занять должность судьи, но и на этот раз он отказался. Из-за этого ученого опять бросили в тюрьму и подвергли пыткам. Существует мнение, что вследствие многочисленных пыток или, будучи отравленным, ученый умер во время тюремного заключения. Наряду с этим также есть мнение, что он вышел из тюрьмы, но находился под наблюдением, не мог проводить уроки и видеться с людьми, и умер в 767 г. (150г. по хиджре) у себя дома.

Во всех книгах говорится о том, что Абу Ханифа, встречавшийся со многими сподвижниками Пророка и бывший сам из поколения табиинов, отличался своими знаниями, аскетизмом, набожностью и воспитанием, в связи с чем рассказывают много случаев, подтверждающих проявление этих его качеств. Он удостоился похвалы и высоких оценок многих других ученых. Однако, нигде не дается достаточной информации о его прозвище «Абу Ханифа», которое использовалось намного чаще самого его имени Ну’ман. В некоторых источниках говорится, что это его собственное прозвище (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Тахзиб», 12 глава, стр.80), но совершенно очевидно, что это не просто прозвище, а также оценка его качеств (Абу Ханифа дословно переводится, как «отец истинной веры, праведности» – прим.пер.). К тому же известно, что у него не было сына по имени Ханифа, а был лишь сын Хаммад, что говорит о том, что прозвище Абу Ханифа не было связано с его настоящими детьми. В книге об Абу Ханифе («аль-Хайрату-ль Хисан фи Манакиби-ль Имами-ль А’зам Аби Ханифа ан-Ну’ман», Бейрут, 1403/1983, стр.31-32) Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит о том, что словом «ханифа» в Ираке называли письменный прибор, и Абу Ханифа, всегда носивший его с собой, по этой причине получил такое прозвище (см.также Али Хафиф «Ахкяму-ль му’амаляти-ш шари’ыйя», Каир, стр.16). Современный автор, ученый Шибли Ну’мани говорит, что Абу Ханифа это сокращение от Абу Милляти-ль Ханифа («Отец праведного народа») («Имам Абу Ханифа», стр.10). Ни одного из перечисленных мнений не является достоверным, но самым логичным видится мнение Ибн Хаджара аль-Хайтами, но тем не менее до сих пор неизвестно с какого времени Абу Ханифу начали называть таким прозвищем.

Некоторые произведения о жизни Абу Ханифы:

1. Абу Шайба (ум.849/235), «Рудуд ‘аля Абу Ханифа», (изд. М. Захир аль-Каусари, Каир, 1360).
2. Абу Абдуллах Хусейн ибн Али ас-Саймари (ум. 1044/436), «Ахбару Аби Ханифа уа асхабихи» (Хайдарабад 1974/1394).
3. Аль-Муваффак ибн Ахмед аль-Мекки, «Манакибу Аби Ханифа», (Хайдарабад 1321, Бейрут 1981).
4. Захаби (ум.1348/748) «Манакибу-ль Имам Аби Ханифа», (изд. М.Захир аль-Каусари и Абу-ль Вафа аль-Афгани, Каир, 1366).
5. Баззази, (ум.1424/827), «Манакибу Аби Ханифа», (Хайдарабад 1321, Бейрут 1981).
6. Суйуты (ум. 1505/911), «Табйизу-с сахифа фи манакиби Аби Ханифа», (Хайдарабад 1317).
7. Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум.1565/973), («Аль-Хайрату-ль Хисан фи Манакиби-ль имам Аби Ханифа ан-Ну’ман», (Каир 1304, 1311, 1326).
8. Абдульэввель аль-Канпури, «Ан-навадиру-ль мунифа би манакиби-ль имам Аби Ханифа», (Канпур 1310)
9. Саид Афифи, «Хайату-ль имам Аби Ханифа», (Каир 1350).
10. Мухаммад Абу Захра «Абу Ханифа», (Каир 1947).
11. Мухаммад Юсуф Муса, «Абу Ханифа уа-ль кыйаму-ль инсанийя», (Каир 1957).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. «Аль-фикху-ль акбар». Произведение о вероубеждении и каламе. Помимо многочисленных переводов на турецкий язык, есть также переводы на урду (Дели 1289), панджаби (Лахор 1890) и немецкий (Дж.Хелл, Йена 1915), а также существует не одно издание этого труда (Каир 1323, Хайдарабад 1342). На эту книгу написано около пятнадцати толкований, основными из которых являются следующие:

а) Абу-ль Уср аль-Паздави (ум.1089/482) (изд. Лорда Стэнли, Лондон 1862).
б) Ахмед ибн Мухаммад аль-Магнисави (16/10 в.) (Казань 1896, Дели 1306, Хайдарабад 1321).
в) Али аль-Кари (ум. 1605/1014), «Аль-манхаджу-ль азхар», (Ташкент 1312, Каир 1323, 1955, Канпур 1327).
г) Му’инуддин Атауллах ибн Мухаммад аль-Каршави, (Казань 1890).
д) Абулькадир Сальхати, «Дуррару-ль анхур», (Каир 1368).

2.«Аль-фикху-ль абсат», (Каир 1307, 1324. Изд. М. аль-Каусари, Каир 1368).

3. «Муснаду Аби Ханифа». В этом труде собраны хадисы, на которые опирался Абу Ханифа при вынесении своих решений по вопросу фикха. Книга не раз переиздавалась (Лахор 1312, Хайдарабад 1332, 1304, Лакхнау 1318, Каир 1309, 1327).

4.«Аль-васыйя». Эта книга писалась Абу Ханифой, как сборник его советов друзьям по основам Ислама (Каир 1936). Перевод на турецкий был издан в 1962 году. Кроме толкования сделанного Акмалюддином аль-Баберти (ум.1384/786), есть также толкования Муллы Хусейна ибн Искандера ар-Руми (ум.1672/1084) и Нуруддина Эфенди аль-Ускудари (Стамбул).

У Абу Ханифы также есть наставления, написанные им для сына Хаммада и учеников Абу Юсуфа и Юсуфа ибн Халида ас-Самти.

5.«Рисаля иля Усман аль-Батти». Ответ Абу Ханифы на обвинение в том, что он был из числа мурджиитов (изд. М.Захир аль-Каусари, Каир 1368).

6.«Аль-алим уа-ль мута’аллим» (Хайдарабад 1349, изд. М.Захид аль-Каусари, Каир 1368).

7. «Аль касыдату-ль кафийя (ан-Ну’манийя) фи мадхи-н Наби» (Стамбул 1268, 1278 с подстрочным турецким переводом; Дели 1897, с толкованием на хинди).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle